Виды взаимодействия в педагогическом процессе

Страница 1

Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ученика, поскольку это согласованная деятельность по достижению совместных целей, направленных на определенный результат, по решению участниками значимой для них проблемы. Известно, что педагогическое взаимодействие педагога с учащимися строится на равноправных отношениях, свободном высказывании своих мыслей, точек зрения. Оно предполагает общение, обмен информацией, оценку происходящим событиям, основано на совместной деятельности, сотрудничестве, партнерстве. Как взаимно согласованная деятельность по достижению какого-либо результата, педагогическое взаимодействие включает в себя диалог, общение, воздействие друг на друга.

В общении большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция и особый случай взаимодействия – конфликт.

Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. То есть конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, - конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация - это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

Конфликт полезен тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Лучшим же разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу.

Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Кризисные моменты решаются успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении.

Конкуренция состояние взаимодействия между двумя или более единицами (которые могут быть людьми, группами, учреждениями, биологическими структурами и т.д.), при котором они находятся в состязательном преследовании одних и тех же целей или вещей. Этот термин используется в общем значении, и участники этого взаимодействия могут находиться в прямых контактах друг с другом, или могут преследовать цели независимо друг от друга.

Конкуренция характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей, интересов другими индивидами или группами. Конкуренция обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу. Конкуренция между учащимися может побуждать их к получению более высоких оценок за свою успеваемость и занятию авторитетного положения в классе, учебной группе. Конкуренция, тем не менее, связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил, без которых она вырождается в открытую войну.

Кооперация (от лат. coperatio - сотрудничество) – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru