Среди факторов, ослабляющих контрольную функцию у детей с ОНР, большинством исследователей признаются: дисфункция процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, повышенная истощаемость ЦНС, состояние эмоциональной напряженности ребенка, отсутствие интереса.
Основная функция семантического компонента состоит в членении ситуации речевого общения на элементы, значимые для выражения. Внутри семантического компонента были выделены уровни:
1) замысла, на котором осуществляется переход от задач неречевой деятельности к речевой;
2) смыслообразования - членение ситуации говорения на семантические опорные пункты, т.е. отделение того, что войдет в высказывание, от того, что останется в виде пресуппозитивной семантики;
3) означивание - приписывание смыслам программы лексических значений.
Ведущим компонентом в семантическом строе речи является смысл (значение, зависящее от контекста). Предикаты-смыслы взаимодействуют друг с другом, так что предшествующие смыслы содержатся в последующих и их изменяют .
В настоящее время исследователи детской речи считают, что овладение семантически мотивированными понятиями агента действия, действия или состояния, объекта действия, локатива и др., соотносящимися с категориями грамматики Дж. Филмора, предшествует овладению формально-логическим синтаксисом. Т.В. Ахутина и Т.Н. Наумова доказывают, что этап смыслового синтаксиса предшествует этапу семантического синтаксиса.
Обобщение полученных данных позволяет сформулировать основные причины нарушений формирования лексической системности у детей с ОНР, которые возникают на различных этапах восприятия, обработки, хранения и извлечения семантической информации.
Трудности формирования полноценных лексических представлений у детей с ОНР связаны с кодовыми переходами (зрительный-акустический-семантический), осуществляемыми оперативной памятью.
В свою очередь недостатки обработки вербальной информации на этапе промежуточного хранилища (оперативной памяти) приводят к неправильному группированию на основе определенных признаков слов в семантической памяти, неточному или искаженному установлению смысловых связей между ними. Другими словами, качественное несовершенство семантических полей объясняется, прежде всего, ошибками категоризации при усвоении лексических единиц.
К ошибкам реализационного (внешнего) уровня приводит и ослабленный контроль, который не выполняет функцию фильтрования (отбрасывания) неадекватных или случайных ассоциаций .
Вышеперечисленные факторы позволяют определить основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по формированию системных лексических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выбрать наиболее оптимальные методы и способы логопедического воздействия.
Основной задачей работы над словарем следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантических полей. Это в настоящий момент провозглашается многими специалистами в области патологии речи, с успехом применяющими психолингвистический подход в своей работе: Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской и др. Именно их серьезные наработки, имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию лексической системности два основных направления:
Накопление лексических единиц.
Целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).
Совместно реализуемая по этим двум направлениям работа опирается на ряд ключевых положений:
Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
Работа над лексикой неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак .
Прочие статьи:
Нормативно-правовые основы управления системой
общего образования
образование управление финансирование фонд
Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности. Как известно, основной из них - это специальный закон в сфере образования: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 « ...
Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон
— автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему у ...
Внутренняя структура ВУЗа
Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Все это дает основания рассматривать систему управления образовательным учреждением с позиций современного менеджмента. В случае рассмотрения системы управления высшим учебным заведением с позиций менеджм ...