Современная практика школ М. Монтессори

Страница 1

Первый детский сад по системе Марии Монтессори в России начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые в конце концов остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори.

В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. "Она помещалась в одной крошечной комнатке, - рассказывает педагог Елена Хилтунен, автор "Программы воспитания и обучения в российском детском саду и начальной школе по методике Монтессори". - Каждое утро к нам приходили 18 детей, родители которых поверили нам. Учебный день был коротким - от 10 до 12 часов утра. Дидактического материала не хватало: не было денег, чтобы выписать его из-за границы, и нам приходилось постепенно создавать пособия самим .".

Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающейся итальянки. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Некоторые из них - например, детский сад №1775 в Ясеневе и сад №1641 в Выхине - уже полностью перешли на эту методику. "В Московском комитете образования поначалу не хотели давать разрешение, но когда им принесли около 300 заявлений от родителей, которые письменно подтвердили, что хотят, чтобы их дети учились по этой методике, разрешение было дано, - говорит Лариса Климанова, председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России, созданной в 1997 году и объединяющей сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть, около ста лет. Производят их в США, Голландии, Индии, Шри-Ланке и . с 1995 года в Омске. К сожалению, пособия недешевы.

В целом, около 90% учебного времени в детских садах по системе Монтессори занимает свободная самостоятельная работа с учебным материалом. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими.

С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам из картонных или пластмассовых звезд и пр. Некоторые учебные упражнения требуют минимума предметов. Например, для упражнения "Переливание из одного сосуда в другой" нужны лишь два стеклянных прозрачных кувшина, поднос, губка и сама вода.

Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

Наверняка многим знакома сценка, когда воспитатель, работающий по традиционной методике, отчитывает ребенка, взявшего с полки книгу: "это не положено". И ребенок в недоумении: зачем книга стоит на полке, если до нее нельзя дотронуться? В Монтессори-саду такая ситуация немыслима. Напротив, здесь всячески стараются вызвать интерес детей к различным предметам, побудить их к самостоятельным выводам. Заметив, что ребенок впервые взял материал для работы, воспитатель предлагает ему схему действий с этим предметом. Иногда это выражается в коротком и конкретном уроке, иногда же он просто показывает, как работать с тем или иным материалом. Дети здесь любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы. В обычном детском саду практически не может быть ситуации, когда, например, все дети рисуют, а Катя и Дима решили вдруг поиграть в игрушки. В саду по системе Монтессори это вполне возможно, поскольку разрешено.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: – цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; – задач ...

Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы с ...

Феномен детской игры
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Эльконин Д.Б. отмечает в одной из статей, что игра имеет значение не только для тех процессов, которые в н ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru