Стихийное формирование познавательной деятельности ребенка без учета закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию, так как все познавательные процессы взаимосвязаны, прежде всего, развиваются в комплексе как познавательные способности. Каждый познавательный процесс имеет свое место в процессе получения и переработки информации, а так же свой период для развития отдельных его компонентов.
Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни.
Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношении. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им ещё необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьёзную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребёнка, и для окружающих взрослых.
"Внутренняя позиция школьника", возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Почти все авторы, изучающие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребёнку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребёнка бывает очень трудно. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности:
умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющего способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически что параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1-м классе.
Необходимо подчеркнуть, что при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребёнком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов,". ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы". Для успешного обучения ребёнок должен уметь выделять предмет своего познания.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, можно выделить ещё одну - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух.
В последние годы теоретические положения о психологической готовности к обучению в школе все более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе - это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием, следовательно, говорят многие психологи (А, А, Люблинская, Ю.Л. Сыэрд и др.), как нет и не может быть одного теста, измеряющего развитие личности, так нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность к школе.
Прочие статьи:
Влияние раннего христианства на воспитание и обучение
Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления, когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два тысячелетия и все еще стоит перед нами, полная жизни, а в некоторых странах более мог ...
Письменный экзамен и тестовый контроль знаний студентов
Тестовый контроль. Чтобы грамотно составить тестовый контроль (ТК) знаний, преподавателю нужно определить количество тестовых контролей в семестре; количество баллов за каждый тестовый контроль и количество вопросов в нем; способ тестирования: «накопленным итогом» или поэтапное, а также форму пров ...
Механизм нравственного воспитания
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и про ...