Процедура определения психологической готовности к школе

Новая педагогика » Психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе » Процедура определения психологической готовности к школе

Страница 2

Диагностический комплекс.

1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости.

Ориентация в окружающей среде, запас знаний.

Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных? А диких?

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

Для исследования ориентации в пространстве также может быть использована методика "Графический диктант", предложенная Д.Б. Элькониным. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Произношение. Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования.

Речевые коммуникации. Ребенок выполняет ряд заданий.

Способность понимать и воспроизводить содержание.

Навыки чтения. Современная школа не требует от ребенка, посыпающего в 1-й класс обязательного умения читать. Необходимость введения данного пункта в протокол обследования на предмет определения уровня школьной зрелости обусловлена тем, что иногда для определения программы обучения педагогу бывает необходимо знать уровень знаний ребенка, в т. ч. овладение им навыками чтения. В случае если ребенок умеет читать, следует попросить его прочитать небольшой рассказ.

Развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений.

Уровень графического изображения. Для оценки данного пункта рекомендуем использовать методику "Нарисуй человека" (рисуночный тест Гулинаф-Харриса) (см. Приложение А).

Особенности внимания. Для оценки устойчивости внимания используются буквенные и цифровые корректурные пробы. Для исследования переключения и распределения внимания используется методика "Шифровка".

Особенности памяти. При определении уровня школьной зрелости ребенка выявляются особенности его непосредственной и опосредованной памяти Особенностью всех методов исследования памяти является то, что помимо простого они предусматривают также отсроченное воспроизведение, поэтому лучше проводить их в начале диагностического занятия, чтобы в конце его можно было бы оценить отсроченное воспроизведение. Для исследования непосредственной памяти предлагается использовать методику "10 слов". Для исследования произвольной опосредованной памяти используется методика "Опосредованное запоминание при помощи пиктограмм".

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Анализ урока физической культуры
Общие сведения Класс 11. Число учащихся - 20 человек и присутствующих из них на уроке – 15 учеников. Дата и место проведения: 03.02.11г. Спортивный зал Школы №4 г.Шуи Урок провёл: учитель физической культуры Шилова С.В. Урок анализировал: студентка ФФК ОЗО 1группы 4 курса Морозова С.С Подгот ...

Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Я с огромным интересом прочла книгу "Как на самом деле любить детей". Автор американский психиатр Росс Кэмпбелл. В ней рассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Автор учит родителей передавать свою любовь к де ...

Виды обучения
Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности. Существует множество видов обучения. Мы рассмотрим: традиционное, дистанционное, догматическое, эвристическое, проблемное, компьютерное, модульное, межпредметное, личностно ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru