В заключение еще раз выделим основные моменты:
1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
И так, в ходе исследования по теме данной работы узнали, что такое психологическая готовность к школе, рассмотрели отличные друг от друга подходы к этой проблеме; изучили методики психологической диагностики готовности детей к школьному обучению и т.д.
Так же узнали, что существует большое разнообразие диагностических программ определения психологической готовности к школе.
В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
В первой главе рассматриваются основные проблемы младшего школьного возраста при вхождении его в школу.
Во второй главе данной работы рассматриваются основные понятия, связанные с проблемой исследования готовности к школе и школьной зрелости.
В третьей главе предлагается комплекс методик, позволяющих с высокой степенью достоверности определить уровень школьной зрелости ребенка. Их описание сопровождается необходимыми комментариями относительно способов обработки и интерпретации полученных результатов.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Возрастной кризис |
это некий временной период в развитии человека, при котором наблюдается резкое психическое изменение |
2 |
Волевая готовность |
это способность принять задачу, действовать по ее осуществлению, анализировать полученный результат. |
3 |
Интеллектуальная готовность |
это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление) |
4 |
Кризис семи лет |
это переломный, критический возраст, которым открывается весь период школьных возрастов |
5 |
Литический |
бескризисный |
6 |
Личностная готовность |
состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. |
7 |
Младший школьный возраст |
охватывает период от 6-7 до 9-11 лет |
8 |
Произвольность поведения |
это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. |
9 |
Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) |
определяется как "психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс" |
10 |
Психологическая готовность к школьному обучению |
понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников |
Прочие статьи:
Диагностика семантического компонента дошкольников
Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них ...
Из истории обращения к фольклору
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика- система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.
Ест ...
Методологическая культура педагога
Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпрет ...