Творческого воображение младших школьников

Страница 2

Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, имеющие общественную ценность.

Физиологической основой творческого воображения является взаимодействие первой и второй сигнальной системы. Работа воображения начинается тогда, когда появляется словесно оформленная идея или замысел, который затем получает соответствующее воплощение в конкретных видах творчества. Физиологический механизм воссоздающего воображения осуществляется посредством воздействия первой и второй сигнальной системы. Для их взаимодействия совершенно необходим запас знаний, непосредственных впечатлений, запас представлений [9].

Воображение одного человека может отличаться от воображения другого по ряду качеств.

А.Я. Дудецкий выделяет следующие отличительные качества творческого воображения: сила воображения, широта, практичность воображения.

Сила воображения характеризуется степенью отчетливости и яркости тех образов, которые возникают у человека. Чем отчетливее, тем ярче возникающий образ, тем сильнее воображение. Образы будут тем ярче, чем больше они затрачивают эмоциональную сферу личности.

Широта воображения определяется количеством образов, которые способен создавать человек. Широта воображения находится в непосредственной зависимости от масштаба человеческих знаний.

Критичность воображения определяется тем, в какой мере фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью. Критичным будет воображение того человека, фантастические построения которого приближаются к научному предвидению т.е. оценка) качества образов.

Л.С. Коршунова отмечает, что «материальной базой процесса творческого воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений». Воображение возникает из потребности людей «предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие».

Л.С. Коршунова определяет ряд функций творческого воображения: эвристическая – служит фактором в поисковой творческой деятельности; антицитирующая – предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности; практическая функция, познавательная, эстетическая и другие.

Из сказанного выше следует, что основная функция творческого воображения – организация таких форм поведения, которые еще ни разу не встречались в опыте человека.

Л.С. Выготский выделяет функции творческого воображения различной природы, но «тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды».

1. Познавательная функция – при изучении различных наук мы имеем дело с познаванием объектов, которые непосредственно не даны в нашем опыте. И если изучение предметов имеет глубокую суть, то должны использоваться «все законы деятельности воображения».

2. Эмоциональная функция воображения состоит в том, что эмоция имеет внутреннее и внешнее выражение, следовательно «фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций».

3. Воспитательная функция – организовывать повседневное поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться и развиваться для будущего.

И.В. Страхов выделяет следующие функции творческого воображения:

1. Познавательная функция.

Воображение является непременным психологическим фактором поисковой творческой деятельности. Работа воображения приводит к концентрации умственной сосредоточенности, повышает эффективность внимания и влияет на его переключаемость.

2. Антицитирующая функция.

Предвосхищение результата обсуждаемого положения, последующего поступка, а в речевом плане является актом предкоммуникации в активном речевом общении.

3. Регулирующая функция.

Образы воображения являются основой психического состояния, направлено на то, что может или должно произойти, а также предварительной постройки в восприятии и действии.

4. Конкретизация целенаправленных действий в процессе составления их плана и программы.

5. Эмоциональная функция.

Яркие отличающие чувственной живостью образы воображения усиливают эмоциональный тонус деятельности. Стимулируют повышенное настроение в процессе труда [25].

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Педагогические взгляды Василия Кесарийского
В сочинении «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг» Василий Кесарийский выступает как мудрый педагог, формирующий у своих учеников способность критического и доброго отношения к наследию предшествующей культуры. Заметим, что свой дидактический труд виднейший христианский б ...

Этиология заикания
Если рассматривать этиологию заикания с позиции прошлых веков, то еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойствен ...

Виды обучения
Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности. Существует множество видов обучения. Мы рассмотрим: традиционное, дистанционное, догматическое, эвристическое, проблемное, компьютерное, модульное, межпредметное, личностно ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru