Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок

Современное состояние жизни общества поставило перед школой ряд проблем: считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблемы воспитания личности в процессе обучения и др. Исследования психологов показывают, что до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств, происходит становление основных психологических процессов.

serwis nap?d?w socla, montaz armmatury

Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды познавательной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти и воображения и др.

Воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, «выражающейся в построении образа предметов труда, а также обеспечивающее создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется направленностью».

В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Эта высшая психическая функция отражает действительность не как реальность, а как возможность, вероятность. Многие авторы успешность обучения связывают с развитием у детей воображения. Так, исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.) показали, что воображение не только способствует прочному усвоению учащимися нового материала, но и является условием творческого преобразования у детей знаний, способствует саморазвитию личности, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

«Обучение, ориентированное на развитие творческого воображения и мышления, - более осознанное, продуктивное и результативное». «Недостаток воображения, отсутствие определенного запаса зрительных образов в умственном багаже или неумение их привлечь к работе в нужный момент – одна из причин низкого качества умственной работы. Недостаток воображения отрицательно сказывается на усвоении всех школьных предметов» .

Задача учителя – построить свою работу так, чтобы детское воображение переходило к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний.

«В процессе обучения при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью воображение должно становиться все более управляемым процессом и образы должны возникать в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности».

Возраст от 2 до 12 лет – благоприятный период для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, обеспечить развивающимися играми на уроке. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. По мнению Л.С.Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра. Учитывая психологию младшего школьного возраста и технологию обучения в начальной школе, родилась идея систематизировать упражнения, игры, задания, развивающие творческое воображения на уроках чтения.

Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка:

- составление сказок по серии рисунков-схем;

- придумывание названий к сказкам;

- придумывание продолжений сказки.

Так на уроке чтения можно использовать тексты без концовки, предложенные С. Бондаренко:

- попробуй догадаться, что произошло дальше;

- помни, что в сказке существуют волшебные предметы и происходят невероятные превращения, придумай продолжение сказки;

- напиши, каким людям и для чего ты хотел бы рассказать эту сказку.

Объект исследования: творческое воображение младшего школьника.

Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения чтению сказок.

Цель исследования: определить особенности развития и пути формирования творческого воображения в процессе обучения чтению сказок.

Данная цель реализуется в ряде задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу об особенностях и роли воображения в учебно-познавательной деятельности.

2. Выявить виды воображения и их проявление в учебно-познавательной деятельности младших школьников.

3. Рассмотреть методические особенности обучения детей чтению сказок в начальной школе с точки зрения развития творческого воображения.

4. Описать опыт работы по развитию творческого воображения младшего школьника при чтении сказок.

5. Проанализировать результаты эксперимента.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались теоретические методы: теоретический анализ методической, психологической и педагогической литературы и результатов исследований. Сроки исследования – три учебных года.

Значимость данного исследования заключается в использовании материала данной работы в будущей профессиональной деятельности.


Прочие статьи:

Выявление уровня сформированности грамматических навыков учащихся 6 класса
Данный эксперимент был направлен на выявление уровня имеющихся знаний у учащихся на момент начала нашей преддипломной практики. По словам учителя, уровень знаний учащихся довольно высокий. Именно на базе этих знаний мы планируем заменить традиционные методы контроля проверкой знаний с помощью тесто ...

Педагогическая проблема развития представления о цвете как выразительном средстве
В настоящее время изучение цвета в системе профессиональной подготовки развивается в нескольких основных направлениях: цветоведение как научная дисциплина о цвете, которая базируется на целом комплексе наук, изучающих физическую природу цвета, и колористика, изучающая теорию применения цвета на пра ...

Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной педагогики
Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru