Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок

Современное состояние жизни общества поставило перед школой ряд проблем: считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблемы воспитания личности в процессе обучения и др. Исследования психологов показывают, что до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств, происходит становление основных психологических процессов.

Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды познавательной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти и воображения и др.

Воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, «выражающейся в построении образа предметов труда, а также обеспечивающее создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется направленностью».

В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Эта высшая психическая функция отражает действительность не как реальность, а как возможность, вероятность. Многие авторы успешность обучения связывают с развитием у детей воображения. Так, исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.) показали, что воображение не только способствует прочному усвоению учащимися нового материала, но и является условием творческого преобразования у детей знаний, способствует саморазвитию личности, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

serwis nap?d?w socla, montaz armmatury

«Обучение, ориентированное на развитие творческого воображения и мышления, - более осознанное, продуктивное и результативное». «Недостаток воображения, отсутствие определенного запаса зрительных образов в умственном багаже или неумение их привлечь к работе в нужный момент – одна из причин низкого качества умственной работы. Недостаток воображения отрицательно сказывается на усвоении всех школьных предметов» .

Задача учителя – построить свою работу так, чтобы детское воображение переходило к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний.

«В процессе обучения при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью воображение должно становиться все более управляемым процессом и образы должны возникать в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности».

Возраст от 2 до 12 лет – благоприятный период для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, обеспечить развивающимися играми на уроке. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. По мнению Л.С.Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра. Учитывая психологию младшего школьного возраста и технологию обучения в начальной школе, родилась идея систематизировать упражнения, игры, задания, развивающие творческое воображения на уроках чтения.

Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка:

- составление сказок по серии рисунков-схем;

- придумывание названий к сказкам;

- придумывание продолжений сказки.

Так на уроке чтения можно использовать тексты без концовки, предложенные С. Бондаренко:

- попробуй догадаться, что произошло дальше;

- помни, что в сказке существуют волшебные предметы и происходят невероятные превращения, придумай продолжение сказки;

- напиши, каким людям и для чего ты хотел бы рассказать эту сказку.

Объект исследования: творческое воображение младшего школьника.

Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения чтению сказок.

Цель исследования: определить особенности развития и пути формирования творческого воображения в процессе обучения чтению сказок.

Данная цель реализуется в ряде задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу об особенностях и роли воображения в учебно-познавательной деятельности.

2. Выявить виды воображения и их проявление в учебно-познавательной деятельности младших школьников.

3. Рассмотреть методические особенности обучения детей чтению сказок в начальной школе с точки зрения развития творческого воображения.

4. Описать опыт работы по развитию творческого воображения младшего школьника при чтении сказок.

5. Проанализировать результаты эксперимента.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались теоретические методы: теоретический анализ методической, психологической и педагогической литературы и результатов исследований. Сроки исследования – три учебных года.

Значимость данного исследования заключается в использовании материала данной работы в будущей профессиональной деятельности.


Прочие статьи:

Виды профориентационных работ ТюмГНГУ
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы вуза в том, чтобы помочь старшеклассникам правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. Тюменский Государственный Нефтег ...

Принципы обучения иностранному языку
Термин "принцип" происходит от латинского слова рrincipium — "основа", "первоначало". Отсюда принцип обучения — это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. В отечественной теории обучения особо подч ...

Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Основной формой педагогического пр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru