В работах многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Л.М. Шварц, О.Н. Никифорова, Л.С. Рубинштейн и др.) нашло отражение понятие о воображении, его видах и способах развития.
Л.С. Выготский, показывая, что проблема воображения в классической психологии либо целиком сводилась к проблеме памяти (воспроизведение воображения), либо оно трактовалось как проявление первичного духовного начала (творческое воображение), связывает воображение со строением деятельности человека, его речевой деятельностью .
Действительно, воображение мыслилось как образный процесс, причем в него включалась образная память. Т. Рибо различал два вида воображения: репродуктивная образная память и творческое создание новых образов .
Л.М. Шварц отказался от включения в воображение образной памяти и определил его как творческий процесс создания новых образов на основе переработанных образов действительности.
Многие психологи и в настоящее время придерживаются такого понимания воображения.
О.Н. Никифорова в своей работе «К вопросу о воображении» подчеркивает, что «такое понимание воображения надо считать недостаточным», так как:
1) не выявлена познавательная функция образов воображения;
2) в этом понимании не подчеркнута специфичность новых образов, отличающая их от образов, переработанных в памяти.
Е.И. Игнатьев дает определение воображения как «создание нового в форме образа, представления или идеи». Здесь воображение лишается образности, как специфического признака, отделяющего ео от мышления. Аналогичное понимание дано и в «Кратком философском словаре», и в статье А.И. Розова .
Л.С. Рубинштейн рассматривал в своей работе «Основы психологии» воображение, как самостоятельный психический процесс. В более поздних работах он приходит к заключению, что воображение – «это аспект, сторона и при том необходимая сторона всякого процесса чувственного отражения мира человека» .
В процессе воображения создаются объективно новые или частично новые образы или субъективно новые образы, помогающие познать субъекту то, что он сам не воспринимал. Воображение служит основой создания новых предметов, удовлетворяющих потребности человека, расширяет возможности познания чувственной, наглядной стороны действительности путем построения образов на основе тех или иных данных.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.
Воображение входит в любой трудовой процесс и является необходимой стороной любой творческой деятельности – художественной, научной, конструкторской.
В общей и специальной психологии по степени выраженности активности различают активное и пассивное воображение .
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизни, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, как ее «суррогат», с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать».
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах.
Преднамеренное воображение, выражающееся в образах фантазии, но не связанное с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми, приятными. Они получили название «грезы».
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Воссоздающее воображение – это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих предварительному описанию.
Творческое воображение предполагает создание новых образов, реализуемых оригинальных и ценных предметов деятельности. Оно формируется в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность.
«Вот вырасту, буду…» Данный вид воображения необходимо развивать у вех детей, как форму любого творчества и целеустремленности.
Т.о., активное воображение отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями.
Прочие статьи:
Дисграфия: понятие, этиология, симптоматика
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстр ...
Определение понятия школьной недисциплинированности
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов. ...
Классификация игрушек
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных игр ...