Творческого воображение младших школьников

Страница 3

Каждый творческий процесс несет в себе этапы.

А.Я. Дудецкий выделяет следующие этапы творчества:

1) «постанова задачи» (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, что хочет человек в результате своего творчества;

2) «работа над осуществлением задачи»: изучение всего того, что было создано этой области раньше; уточняется план последовательности решения задачи; предпринятие предварительной попытки практического решения ее; окончательное уточнение творческого замысла;

3) решение задачи, т.е. практическое выполнение работы в том виде, который соответствует творческому замыслу.

Деятельность творческого воображения зависит, как было показано выше, от целого ряда самых различных факторов. Следовательно, она не может быть одинакова у ребенка и у взрослого человека. Мы отмечали, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, значит в каждый второй период детского развития воображение ребенка будет находиться на ступени его развития.

Существует мнение, что воображение ребенка богаче и разнообразнее, чем у взрослого человека, однако, опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого. Интересы его проще, элементарнее, беднее, наконец отношения его со средой так же не имеют сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека. А опыт, интерес и отношения со средой – важнейшие факторы, определяющие работу воображения .

Следовательно, воображение детей находится в стадии своего развития.

Проведение Е.И. Игнатьевым наблюдения и эксперимента покали, что воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Дети пользуются уже имеющимся у них опытом, вспоминают прошедшие события.

Характерной особенностью творческого воображения детей является его опора на конкретные предметы. Без этой опоры учащийся не может вообразить, воссоздать ситуацию. Постепенно, на первое место начинает выступать опора на слово, и создание словесного нового образа. В правильно поставленной работе учителя в процессе развития творческого воображения образы носят целостный характер, становятся более дифференцированными.

К.Т. Кузнечикова выделяет направление развития творческого воображения, при условии постоянной целенаправленной работы учителя:

1. Расплывчатый неясный образ воображения

2. Образ становится более точным и определенным.

3. Переработка образов незначительна в 1 классе. К 3 классу на основе приобретенных знаний образ становится обобщенней и ярче.

4. Образ воображения требует опоры.

5. Развитие опоры на слово .

Таким образом, творческое воображение ребенка характеризуется реальностью элементов, на которых оно строится, эмоциональная основа воображения ребенка играет большую роль.

Л.С. Выготский приводит различия особенностей творческого воображения у детей и у взрослых. При этом рассеивается широко распространенное мнение, будто ребенок имеет более богатое воображение, чем взрослый. На самом деле (поскольку уровень воображения зависит от глубины и широты опыта человека) у взрослого эта психическая способность развита в больше мере, чем у ребенка.

Исследования Л.С. Выготского показывают, что мощный шаг в развитие детского творческого воображения совершается с условием основ речи, речевой деятельности.

Дети с задержанным речевым развитием оказываются отсталыми и в развитии воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность на основе словесного рассказа представлять ребенку предмет, который не находился в личном опыте ребенка.

Это дает возможность ребенку обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Развитие детского творческого воображения, как психологического процесса, «существенным образом связано с речью ребенка, с основой психологической формой его общения с окружающими, т.е. с основной формой коллективной социальной деятельностью детского сознания» (Л.С. Выготский).

Итак, творческое воображение – это психический процесс, выражающийся:

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Чере ...

Опора на учебник при разработке системы приёмов изучения материалов на уроке
В предыдущей главе была рассмотрена возможность подготовительной работы к уроку на основе учебника истории. Именно от этой подготовительной работы зависит урок, как главное звено в обучении учащихся. На уроке реализовывается педагогический замысел. Автор работы полностью согласен с авторами тех ра ...

Нравственное воспитание
Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивид ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru