Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Страница 2

Естественный детский гедонизм, жизнь «в потоке», следование принципу удовольствия, по З. Фрейду, не требует усилий. Когда герой сталкивается с принципом реальности, с проблемами жизни, он должен как-то реагировать на поддержку других, более опытных и знающих.

Никите Г. волшебники не понадобились потому, что его герой все делает (или не делает, потому что не умеет) сам. Первоначально сказка Никиты заканчивалась на том, что герой оказывался беспомощным. Народная волшебная сказка ставит героя в ситуацию, когда он без помощи других не может достичь цели. Именно эта помощь открывает дорогу нравственной ориентировке ребенка-слушателя. даритель со своим Волшебным средством или Волшебным помощником является одним из главных «социализаторов» героя и ребенка).

Если всего этого нет, рассказчик вынужден искать и находить другие, более прямые и грубые, способы воспитания героя своей истории. Оно фактически сводится к борьбе с гедонизмом! Или на сцену выходит персонаж –морализатор, озвучивающий некие моральные правила запрещающего характера, или, наоборот – побуждающего, или с дидактической целью определяются – иногда даже минуя фабулу – некие идеальные образы поведения (мало достижимые в реальной детской жизни).

Нередки тексты, хотя и содержащие сюжет, но деформированные дидактизмом (установкой на непременное морализаторстсво). Некоторые адресованные детям тесты напоминают произведения первобытного африканского фольклора, где сверхзадача текста – внушить человеку правила поведения в социуме, научить выполнению конкретного действия: «Найди и прочитай предложение, в котором выражена главная мысль текста» - требуют многие учителя и составители учебников по чтению.

Морализация, как известно характерна для жанра басни. Американский психолог Б. Беттельгейм пишет: «Басня пытается внушить, что нельзя наслаждаться жизнью даже тогда, когда жизнь – действительное наслаждение. Как это бывает летом». Сказка, «напротив, оставляет нам полную свободу в решениях, включая и свободу желаний что-либо делать или не делать. Это наше личное дело, хотим ли мы устроить нашу жизнь по образцу, заданному сказкой, или хотим просто наслаждаться фантастическими событиями, о которых она повествует» .

Вот пример диагностической беседы интересный сочетанием морализма с гедонизмом (Оля М.).

Во втором классе морализм носил форму демонстрации образца – как надо себя вести.

В протоколах о второклассниках появляется подлинный «негативный» морализм (назидание как не надо себя вести). (Приложение ).

Иногда это сопровождается «позитивной» сентенцией, объяснением героя-моралиста, как и почему надо себя вести.

В классе проявление морализма имеет форму развернутого рассказа, как сначала герой вел себя неправильно, а потом его наказали, как он осознал свою вину и исправился. (Приложение ).

Иногда осознание вины и исправление только подразумеваются. (Приложение ).

Плохо, что морализм борется не только с эгоизмом как таковым, но и со спонтанными проявлениями детской радости существования (в некоторых текстах не просто лентяй, но мечтатель Антошка участвует в детской игре, которая прерывается посторонними моралистами ради «трудового воспитания» и т.п.).

Любопытен пример борьбы автора с собственным морализмом, с искушением «воспитания» мечтательного героя, так до конца и не преодоленным.

Текст Алины М. странный, сложный, богатый. Возможно, девочка читала А. Платонова? Мы изучили читательскую и личностную характеристику Алины М. Для нее важна ценность личного успеха, при этом не очень развита этическая ориентировка в проблемной ситуации; ценит в художественных книгах приключенческие и эстетические моменты, представитель универсального типа информационной культуры (в равной степени любит книги и кинофильмы).

И.Ф.

Критерии

1

2

3

4

5

Алина М.

+

+

+

-

+

Антон Г.

+

-

-

-

-

Ирина А.

+

-

+

-

-

Костя Т.

-

-

+

-

-

Ксения Б.

+

-

-

-

-

Маша К.

+

-

+

-

-

Никита Г.

+

-

-

-

-

Оля З.

+

-

-

-

-

Оля М.

+

+

+

-

-

Света Л.

-

+

+

-

-

Сергей Б.

+

+

+

-

+

Таня Б.

-

+

-

-

-

Юля К.

-

-

+

-

-

Юля Ф.

+

-

-

-

-

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика исследования артикуляционного аппарата
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие син ...

Воспитание
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме. Воспитание ...

Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон — автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему у ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru