Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Страница 1

Для определения сформированности творческого воображения младших школьников нами были выделены критерии, рассмотренные Немовым Р.С.:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов .

Для диагностики мы взяли методику «Вербальная фантазия» (Приложение ).

Рассмотрим подробнее каждый из критериев.

Скорость процессов воображения – это быстрота придумывания сюжета сказки. Необычность и оригинальность рассматривается как создание чего-то нового, ранее не слышанного рассказа учеником. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов, чем больше образов, тем богаче воображение. Глубина и проработанность определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Впечатлительность и эмоциональность образов рассматривается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Для констатирующего эксперимента выявления сформированности творческого воображения мы взяли тест «Сочини сказу про Антошу».

«Жил-был мальчик Антоша. Однажды…» Для сказки начало было не совсем удачным: «жил-был» вроде как притягивает народную сказку, а современное имя (не Иванушка, не Емеля) и обычный статус (не царевич, не крестьянский сын, просто мальчик) требуют рассказа о современной жизни. Но эта двойственность оказалась очень ценной для диагностической методики – выяснения того, как дети разбираются в литературных жанрах, как они их используют в собственном творчестве, тем самым развивая у них творческое воображение. Мы разработали новый тест, опробовав его на самых разных группах детей и сопоставив его с другими диагностическими заданиями .

Тест про мальчика Антошу заинтересовал нас не только как инструмент для диагностики ориентировки детей в литературном жанре, но и как проективная методика, позволяющая увидеть внутренний мир сочинителей, их нравственные представления и ценности. Постепенно были отслежены с помощью этого теста четыре типа «нравственных парадигм», эстетических моделей, не совпадающих с принятой в сказке и вообще в настоящем искусстве моральной моделью. И парадигмы эти были связаны с развитием творческого воображения.

Начнем анализ детских протоколов с приятного – младенческого по своему происхождению гедонизма (наслаждения жизнью без страданий).

Юля К. – семилетняя девочка, погруженная в свой мир, сонная, рыхлая и несколько ленивая. В тестах Юли замечательно прослеживается феномен гедонизма, подтверждая связь характера автора и его творения (Приложение).

На следующем примере хорошо видно, что гедонизм естественен для детей 5-7 лет: он как бы обрамляет собой текст, «вытащенный» с помощью взрослого к нормативу народной волшебной сказки.

Рассказ Антона Г. с помощью взрослого – простой перечень приятных действий – превращается в сказочную структуру, содержащую испытание героя встречей с дарителем, поступок героя, получение волшебного средства и пр.

Почему же так трудно «прививается» сказка? Только ли потому, что сбивает амбивалентное двойственное, вызывающее два противоположных чувства) начало сказки про Антошу? Или это связано с этапом читательского развития, тем самым с плохой сформированностью творческого воображения?

Оля З.: «Он очень любил гулять. И он там нашел принцессу, и они поженились». Понятно, это этот отрывочный текст внушен, подсказан коллизиями народной волшебной сказки, что подтверждает рисунок девочки: деревянный терем среди природы. Однако бросаются в глаза и гедонистические мотивы: вышел погулять – нашел девицу-красавицу – женился. Никаких тебе усилий, никаких подвигов.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Профессии, которые предпочитают школьники
В 2005 году в Москве было проведено компьютерное тестирование школьников в целях диагностики их профессиональных намерений. В опросе участвовали учащиеся восьмых и девятых классов, а также выпускники средней школы. Выбор профессии и профессиональная адаптация молодого человека определяются его соци ...

Понятия «сознательность учения» и «активность»
Сознательность учения – осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с цепями и мотивами учения. Сознательность учения характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении ...

Задачи и средства религиозного воспитания
Каковы же основные задачи религиозного воспитания? С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православной культуре во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись и т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские орган ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru