Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Страница 1

Для определения сформированности творческого воображения младших школьников нами были выделены критерии, рассмотренные Немовым Р.С.:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов .

Для диагностики мы взяли методику «Вербальная фантазия» (Приложение ).

Рассмотрим подробнее каждый из критериев.

Скорость процессов воображения – это быстрота придумывания сюжета сказки. Необычность и оригинальность рассматривается как создание чего-то нового, ранее не слышанного рассказа учеником. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов, чем больше образов, тем богаче воображение. Глубина и проработанность определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Впечатлительность и эмоциональность образов рассматривается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Для констатирующего эксперимента выявления сформированности творческого воображения мы взяли тест «Сочини сказу про Антошу».

«Жил-был мальчик Антоша. Однажды…» Для сказки начало было не совсем удачным: «жил-был» вроде как притягивает народную сказку, а современное имя (не Иванушка, не Емеля) и обычный статус (не царевич, не крестьянский сын, просто мальчик) требуют рассказа о современной жизни. Но эта двойственность оказалась очень ценной для диагностической методики – выяснения того, как дети разбираются в литературных жанрах, как они их используют в собственном творчестве, тем самым развивая у них творческое воображение. Мы разработали новый тест, опробовав его на самых разных группах детей и сопоставив его с другими диагностическими заданиями .

Тест про мальчика Антошу заинтересовал нас не только как инструмент для диагностики ориентировки детей в литературном жанре, но и как проективная методика, позволяющая увидеть внутренний мир сочинителей, их нравственные представления и ценности. Постепенно были отслежены с помощью этого теста четыре типа «нравственных парадигм», эстетических моделей, не совпадающих с принятой в сказке и вообще в настоящем искусстве моральной моделью. И парадигмы эти были связаны с развитием творческого воображения.

Начнем анализ детских протоколов с приятного – младенческого по своему происхождению гедонизма (наслаждения жизнью без страданий).

Юля К. – семилетняя девочка, погруженная в свой мир, сонная, рыхлая и несколько ленивая. В тестах Юли замечательно прослеживается феномен гедонизма, подтверждая связь характера автора и его творения (Приложение).

На следующем примере хорошо видно, что гедонизм естественен для детей 5-7 лет: он как бы обрамляет собой текст, «вытащенный» с помощью взрослого к нормативу народной волшебной сказки.

Рассказ Антона Г. с помощью взрослого – простой перечень приятных действий – превращается в сказочную структуру, содержащую испытание героя встречей с дарителем, поступок героя, получение волшебного средства и пр.

Почему же так трудно «прививается» сказка? Только ли потому, что сбивает амбивалентное двойственное, вызывающее два противоположных чувства) начало сказки про Антошу? Или это связано с этапом читательского развития, тем самым с плохой сформированностью творческого воображения?

Оля З.: «Он очень любил гулять. И он там нашел принцессу, и они поженились». Понятно, это этот отрывочный текст внушен, подсказан коллизиями народной волшебной сказки, что подтверждает рисунок девочки: деревянный терем среди природы. Однако бросаются в глаза и гедонистические мотивы: вышел погулять – нашел девицу-красавицу – женился. Никаких тебе усилий, никаких подвигов.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста". В основном дошкольная подготовка осуществля ...

Педагогическая технология
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств. Благодаря технологическим образованиям учащиеся значительно эффективнее усваивают знания, умени ...

Обучение диалогической речи
Для учебного процесса диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основе формирования диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками. Е.Н. Соло ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru