Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Страница 6

2.3). Очевидно, что личность воспитывается личностью. Следовательно, логично предположить особую роль педагога в развитии креативности младших школьников.

Педагог на занятиях - равноправный партнер, "фасилитатор". Как показано в работах Л.Д. Лебедевой, вмешательство учителя в творчество ребенка, группы, класса нередко снижает психологический и творческий эффекты занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия. При гуманистической позиции быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия.

Благодаря механизму взаимоотражения (зеркальности), можно воспитывать у ребенка необходимые качества, которые взрослый сам проявляет по отношению к нему. Значит, проявление учителем, родителями креативности, т.е. ведущая роль других людей на ранних этапах развития - еще одно условие развития данной способности у детей. В работе с классом недопустимы: искусственная инфантилизация отношений; насмешки, снисходительность; стремление к внешней занимательности.

Предпочтительны выразительность лица, речи, артистизм, четкость мимики, жестов, "лучеиспускание" глаз, пожатие руки, психологические "поглаживания" - взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию. Итак, взрослый (учитель, родители) разделяет с каждым участником ответственность за его творческое развитие. Таким образом, построение "помогающих" отношений - одно из условий эффективности развития креативности младших школьников.

В творческом процессе:

неприемлемы команды, указания, требования, принуждение;

приветствуется поиск способов творческого самовыражения;

принимаются все продукты творческой деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида;

принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Нужно подчеркнуть приоритетность условий создания безопасного (в физическом и психологическом смыслах) творческого пространства, развития отношений открытости и доверия.

3. Третья группа условий - социальная ситуация как условие развития креативности:

3.1) социальное окружение (среда развития);

3.2) семейная ситуация развития.

Социальная ситуация развития обладает двухуровневым характером: базовым, который определяет все главное содержание развития, и уровнем постепенных, пошаговых изменений, накопление которых и приводит в конце концов к преобразованию базового уровня и всей ситуации в целом. Для развития креативности имеет значение социальное подкрепление творческого поведения личности; ожидания значимых взрослых (ожидания достижений, успеха, позитивное родительское раннее программирование).

Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д. Среда играет исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Социальная ситуация развития приобретает вполне конкретный характер благодаря повторяющимся нормативным ситуациям, а также возникающим в их контексте новым ситуациям, обуславливающим отдельные шаги в развитии ребенка.

В социальной ситуации особое место в развитии креативности ребенка принадлежит такому фактору, как позитивные условия семейной среды. В их числе: достаточное внимание ребенку; формирование мотивации как доминанты творческой деятельности; положительное подкрепление нестереотипного поведения, различных проявлений творчества; эмоциональная и психологическая поддержка креативной активности; креативность самих родителей, как того образца для подражания, с которым ребенок может идентифицироваться; ожидания родителей по отношению к ребенку (ожидания достижений, успеха, позитивное раннее родительское программирование) .

Названные выше характеристики: безусловное принятие креативности ребенка, позитивное отношение к процессу и продукту его творческой деятельности, - являются специфическими и непосредственно влияют на конечный результат. Это связано с тем фактом, что, как правило, поведенческие характеристики таких детей (отсутствие внимания к условностям и авторитетам, независимость в суждениях, чувство юмора, яркий темперамент, отсутствие порядка и организованности в обыденных делах) нередко вызывают отрицательное отношение преподавателей, родителей, окружающих. Следовательно, логично выделить самостоятельную задачу актуализации в сознании взрослых проблемы развития креативности младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Структура школьного учебника
Текстовый компонент Основной текст Дополнительный текст Пояснительный текст 1. Вводный Информационный (учебный) Заключительный 2. Описательный Повествовательный Объяснительный Проблемный Документы Научно-популярные тексты Художественные тексты Постраничный словарь Пояснения в скобках внутри основно ...

Особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения
Мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от нагляд ...

Психолого-педагогические аспекты организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничест ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru