Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Страница 8

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:

1) развитие "первичной" креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период 3 - 5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности.

2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20 лет). В этот период на основе "общей" креативности формируется "специализированная" креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Юноша определяет для себя "идеальный образец творца", которому он стремиться подражать. Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Креативность можно формировать в раннем возрасте (3 - 4 года), но существуют некие пределы (возможно генетические). Обобщенная кривая развития творчества в формирующем эксперименте не линейна: после подъема обычно следует некоторый спад. Хорошая память и высокий уровень интеллекта порой могут препятствовать развитию творческих способностей в детстве.

Креативность более чем интеллект, определяется факторами среды. Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение с взрослыми людьми, обладающими развитыми способностями, общение же с низко интеллектуальными людьми, не обладающими такими талантами, приводит к противоположному результату.

В.Н. Дружинин сформулировал понятие "интеллектуального диапазона". Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются, прежде всего, уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела, зависит от его мотивации и компетентности. Было установлено, что эффективность умственной деятельности весьма низка при невысокой заинтересованности в результате, но она постепенно повышается по мере роста заинтересованности. Однако, достигнув наивысшей точки, она затем начинает снижаться и резко падает в условиях крайне высокой заинтересованности, граничащей с ажиотажем.

В представленной части работы были описаны особенности диагностики и развития креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников. Выявлено наличие двух типов методов для изучения креативности: изучение творческих личностей мало формализованными методами диагностики - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности, биографический метода; попытка разработать строго формализованные методы исследований креативности. Так же сделан вывод о том, что процесс развития креативности проходит две фазы развитие "первичной" креативности как общей творческой способности и развитие специализированной креативности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Прочие статьи:

Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
В данном разделе получили отражение как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры, дидактические особенности которых были рассмотрены в предыдущем разделе. Сюда не включены те игры, которые уже получили распространение в образовательной практике и достаточно полно отражены в литературе. К ...

Анализ понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка
Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соедини ...

Состав начального детского лексикона
Первый вопрос, возникающий у исследователей начального детского лексикона, пытающихся определить его состав: что считать словом? Е.И. Исенина и М. Петровичева отмечают, что «словесный язык внедряется в протаязык, не отменяя его сразу» [Исенина, Петровичева 1981: 68] (при этом под протаязыком поним ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru