Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:
1) развитие "первичной" креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период 3 - 5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности.
2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20 лет). В этот период на основе "общей" креативности формируется "специализированная" креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Юноша определяет для себя "идеальный образец творца", которому он стремиться подражать. Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.
Креативность можно формировать в раннем возрасте (3 - 4 года), но существуют некие пределы (возможно генетические). Обобщенная кривая развития творчества в формирующем эксперименте не линейна: после подъема обычно следует некоторый спад. Хорошая память и высокий уровень интеллекта порой могут препятствовать развитию творческих способностей в детстве.
Креативность более чем интеллект, определяется факторами среды. Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение с взрослыми людьми, обладающими развитыми способностями, общение же с низко интеллектуальными людьми, не обладающими такими талантами, приводит к противоположному результату.
В.Н. Дружинин сформулировал понятие "интеллектуального диапазона". Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются, прежде всего, уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела, зависит от его мотивации и компетентности. Было установлено, что эффективность умственной деятельности весьма низка при невысокой заинтересованности в результате, но она постепенно повышается по мере роста заинтересованности. Однако, достигнув наивысшей точки, она затем начинает снижаться и резко падает в условиях крайне высокой заинтересованности, граничащей с ажиотажем.
В представленной части работы были описаны особенности диагностики и развития креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников. Выявлено наличие двух типов методов для изучения креативности: изучение творческих личностей мало формализованными методами диагностики - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности, биографический метода; попытка разработать строго формализованные методы исследований креативности. Так же сделан вывод о том, что процесс развития креативности проходит две фазы развитие "первичной" креативности как общей творческой способности и развитие специализированной креативности.
Прочие статьи:
Педагогический анализ урока
Для осуществления общественно-административного контроля за учебным процессом учитель может дать открытый для анализа и оценки урок. В отличие от самоанализа, внешний анализ урока определяется следующими целями, например:
- определение уровня сформированности общеучебных и предметных знаний, умен ...
Грамматический ген, или упрощенное предложение
Идея развертывания полного предложения из так называемых ядерных предложений зародилась и была в свое время достаточно полно изучена в русле порождающей грамматики. Любое предложение можно было представить в виде «ствола», на котором имеются «точки роста, причем из каждой можно было получить ответ ...
Влияние родного языка при обучении иноязычному произношению
В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению.
Освоение произносительной стороны английской речи охватывает, во-первых, звуковое оформление, т. е. артикуляцию, во-вторых, интонационное оформление, которое включает мелодию, логи ...