Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Страница 2

1 субтест - звуки и образы, узнать звуки 2 субтест - состоит из 9 слов, слова повторяются 4 раза Ответы на этот тест оцениваются только по оригинальности В 1980 году - Э.П. Торренс предложил тест креативности, проявляемый в действиях и движениях для дошкольников. Задания созданы таким образом, чтобы дошкольники могли проявить креативность мышления в закрытом помещении.

С момента опубликования ТТСТ широко использовались в огромном числе исследовательских проектов и лонгитюдных исследований, в результате которых методика была существенно усовершенствована как с точки зрения ее содержания и условий применения, так и - процедуры обработки данных. Это позволило существенно повысить ее валидность по сравнению с первоначальным вариантом. С тех пор методика стала широко использоваться не только в США, но и во всем мире: Германии, Индии, Норвегии, Италии, Китае, Японии и др. В России использовались лишь отдельные виды тестовых заданий для решения конкретных исследовательских задач. Однако в своем целостном виде тесты Э.П. Торренса могут быть использованы при разработке новых методов диагностики и развития одаренности как определенный общепринятый стандарт.

ТТСТ предназначены для использования в различных целях:

1) в исследованиях интеллектуального развития человека;

2) в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения;

3) при разработке коррекционных и терапевтических программ;

4) при оценке эффективности различных экспериментальных обучающих программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения самих творческих способностей детей, а не их достижений;

5) при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом, что особенно важно для исследования детей из семей с низким уровнем образования и не имеющих условий для развития своих способностей.

Э.П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. Каждое задание включает различные виды мыслительной деятельности и вносит уникальный вклад в общее представление о творческих способностях человека. Выбор заданий в тестовые батареи был сделан на основе факторного анализа большого количества разнообразных заданий, модифицированных или сконструированных автором. Для того чтобы обеспечить широкую зону действия теста, были отобраны слабо коррелирующие между собой задания. Специальное внимание при конструировании тестов было уделено тому, чтобы сделать задания интересными и привлекательными для детей Терстоун Льюис - в начале 50-х годов связал креативность или творческие способности с умениями людей быстро усваивать и использовать разными способами новую информацию. Существенную роль играют индуктивность мышления и некоторые особенности восприятия.

Л. Терстоун говорил, что творческое решение чаще приходит во время релаксации, а не в момент поглощения проблемой. Креативность связывают с творческими способностями индивида.

Существуют два типа методов для изучения креативности:

изучение творческих личностей мало формализованными методами диагностики - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности, биографический метода.

попытка разработать строго формализованные методы исследований креативности.

Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 16 познавательных характеристик креативности. Характеристикам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:

беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.

способность к разработке гипотезы иррелевантность - это логическая независимость идеи от того стимула, который ее вызвал.

любознательность - чувствительность к проблемам окружающего мира.

Все эти характеристики он описал, как характеристики дивергентного мышления. Дивергентное мышление - проявляется в тех случаях, когда проблема должна быть раскрыта, определена, когда нет способов известных индивиду, как эту проблему решить. Конвергентное мышление - обычное логическое решение, опирающееся на уже известное решение. Задачу нужно подвести к определенному виду.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Текст в формировании речевых умений и языковых навыков
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллекти ...

Процесс подготовки социального педагога
Так как социальная педагогика как наука еще достаточно молода и её история начинается с прошлого столетия, профеccиональная пoдготовка coциальных пeдагогов в Рoccии берет своё начало примерно с 1992–1995 гoдов. Проблема профессиональной подготовки социальных педагогов была изученна многими отечеств ...

Современные представления о задержке психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. (Г.В. Фадина ). Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной де ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru