Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Страница 4

В Японии ценятся интеллектуальные способности: хорошее усвоение, обученность, хорошие показатели с точки зрения системы обучения. Японцы не очень отличаются с точки зрения новых изобретений.

Отечественные психофизиологии говорят о креативности, что это показатели нарушения работы мозга, следствие этого - беглость мысли, дети с высоким уровнем креативности часто имеют родителей с патологическими заболеваниями.

Другая точка зрения: среди креативных реже встречаются психозы, чаще эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к суицидам, чаще бывает депрессия, очень мнительные. Креативные индивиды - очень восприимчивы к окружающей среде, к помехам. Мотивация креативных индивидов состоит в том, что они пытаются наилучшим образом себя реализовать, максимально соответствовать своим возможностям, мотивация построена на стремлении к риску, понять свои возможности.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделяют следующие компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

Развитие креативности личности рассматривается в педагогическом процессе, поскольку именно в нем может быть создан ресурс для обогащения субъектного опыта учащегося.

Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с образцом креативного мышления и поведения, а также ответственность субъекта за собственные изменения в направлении развития креативности. Результат такой работы можно наблюдать в творческой деятельности, организованной по инициативе самого ученика.

Рассмотрим условия развития креативности личности.

Первая группа - условия, связанные с субъектами развития и саморазвития (с ребенком, его особенностями). Вторая группа условий - целенаправленная педагогическая деятельность учителя по развитию креативности младших школьников. К третьей группе условий отнесем социальную, включая семейную, ситуацию развития, т.е. влияние окружения на развитие креативности ребенка. Подчеркнем, что выделенные условия могут быть названы педагогическими в том случае, если целенаправленно включены в педагогический процесс, учитываются при организации педагогического взаимодействия с целью решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

1. Первая группа условий ориентирована на самого ребенка, его особенности:

1.1) - психофизиологические особенности (ведущие репрезентативные системы);

1.2) - врожденные особенности личности как условия развития способностей и, в частности, креативности;

1.3) - возрастные особенности и связанные с ними сенситивные периоды развития креативности.

Раскроем подробнее выделенные условия первой группы.

1.1). Известно, что люди различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, по психомоторным характеристикам. Эти различия проявляются в детстве, трудно поддаются изменению, даже при специальной педагогической работе.

Неповторимость индивидуального опыта каждого человека предопределяет своеобразие его восприятия мира. Это объясняется значительными различиями в восприятии информации, в способе мышления, поведении. Следовательно, для повышения эффективности педагогического процесса необходимо учитывать эти различия на практике, преподавать в наиболее доступном для учащихся виде, то есть, используя именно ту модальность, на основе которой ученик осуществляет репрезентацию мира.

Логично предположить, что именно полимодальный подход будет воздействовать не только на повышение уровня академической успеваемости, но и на развитие креативности как общей способности к творчеству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Обучение устной речи – главный предмет сурдопедагогики
Обучение речи является главным объектом педагогического поиска в Германии со времени начала школьного образования глухих. Под влиянием стремления найти наиболее «правильный» метод для решения трудной задачи адекватного овладения глухим ребенком словесной речью возникали все новые методы на основе с ...

Понятие "контроль". Функции контроля
Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. М.В. Гамезо дает следующее определение контроля: контроль - проверка, а также постоянное нахождение в целях проверки или надзора. По мнению П.И. Пидкасистого, контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобрет ...

Из истории развития коммуникативно-ориентированного обучения
В начале 70-х годов XX века в зарубежной методике сложилось новое направление, получившее название «коммуникативного подхода», возникновение и развитие которого связано с именами таких английских и американских ученых, как Д.А. Уилкинс, К. Кэндлин, Г.Дж. Уидоусон, К. Джонсон и других . Коммуникатив ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru