Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Страница 4

В Японии ценятся интеллектуальные способности: хорошее усвоение, обученность, хорошие показатели с точки зрения системы обучения. Японцы не очень отличаются с точки зрения новых изобретений.

Отечественные психофизиологии говорят о креативности, что это показатели нарушения работы мозга, следствие этого - беглость мысли, дети с высоким уровнем креативности часто имеют родителей с патологическими заболеваниями.

Другая точка зрения: среди креативных реже встречаются психозы, чаще эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к суицидам, чаще бывает депрессия, очень мнительные. Креативные индивиды - очень восприимчивы к окружающей среде, к помехам. Мотивация креативных индивидов состоит в том, что они пытаются наилучшим образом себя реализовать, максимально соответствовать своим возможностям, мотивация построена на стремлении к риску, понять свои возможности.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделяют следующие компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

Развитие креативности личности рассматривается в педагогическом процессе, поскольку именно в нем может быть создан ресурс для обогащения субъектного опыта учащегося.

Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с образцом креативного мышления и поведения, а также ответственность субъекта за собственные изменения в направлении развития креативности. Результат такой работы можно наблюдать в творческой деятельности, организованной по инициативе самого ученика.

Рассмотрим условия развития креативности личности.

Первая группа - условия, связанные с субъектами развития и саморазвития (с ребенком, его особенностями). Вторая группа условий - целенаправленная педагогическая деятельность учителя по развитию креативности младших школьников. К третьей группе условий отнесем социальную, включая семейную, ситуацию развития, т.е. влияние окружения на развитие креативности ребенка. Подчеркнем, что выделенные условия могут быть названы педагогическими в том случае, если целенаправленно включены в педагогический процесс, учитываются при организации педагогического взаимодействия с целью решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

1. Первая группа условий ориентирована на самого ребенка, его особенности:

1.1) - психофизиологические особенности (ведущие репрезентативные системы);

1.2) - врожденные особенности личности как условия развития способностей и, в частности, креативности;

1.3) - возрастные особенности и связанные с ними сенситивные периоды развития креативности.

Раскроем подробнее выделенные условия первой группы.

1.1). Известно, что люди различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, по психомоторным характеристикам. Эти различия проявляются в детстве, трудно поддаются изменению, даже при специальной педагогической работе.

Неповторимость индивидуального опыта каждого человека предопределяет своеобразие его восприятия мира. Это объясняется значительными различиями в восприятии информации, в способе мышления, поведении. Следовательно, для повышения эффективности педагогического процесса необходимо учитывать эти различия на практике, преподавать в наиболее доступном для учащихся виде, то есть, используя именно ту модальность, на основе которой ученик осуществляет репрезентацию мира.

Логично предположить, что именно полимодальный подход будет воздействовать не только на повышение уровня академической успеваемости, но и на развитие креативности как общей способности к творчеству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Понятие открытой системы, ее свойства
В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный. Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций. В рамках системного подхода (С.И. Арханг ...

Здоровье человека
Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие “единого целого”, т. е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природных и социальных) и внутренн ...

Определение понятия школьной недисциплинированности
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов. ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru