Дидактическая игра на уроке

Страница 4

В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат (методическое значение игры).

Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации. Упражнения и задачи из школьных учебников – это не игра, так как детям часто неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательной условности придается большое значение, то учебное задание становится игровым заданием, а иногда превращается в настоящую игру.

Структура организации игры.

1. Выбор игры

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание формулировка правил, ход игры.

2. Подготовка игры

а) Предварительная подготовка учащихся к игре.

Не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм . Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность. И вообще, не следует перегружать детей подготовкой к игре, лучше стараться помогать им уже в ходе самой игры: воодушевить, подсказать верное решение (когда это возможно), поддерживать высокий тонус и т.д.

б) Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, картины); проверить готовность учащихся к игре.

2. Введение в игру

а) Предложение игры детям.

Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в …» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра…». Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы. Желательно, чтобы при предложении игры говорилось ее название. Тогда в дальнейшем сами ребята смогут проявить инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятельности. Но иногда возможны какие-то необычные формы предложения.

б) Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.

в) Выбор участников игры

Представьте, что учителю нужно выбрать четырех участников для игры, а в классе нет желающих. Если учитель сам выберет игроков, часть активных ребят тут же могут с негодованием «выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Они найдут, на что обидеться. Но можно сделать иначе – тот же выбор игроков обыграть, преследуя образовательные и дисциплинирующие цели. Учитель объявляет: « Для игры нужно четыре участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка. Первые четыре человека, которые быстрее других в тетради напишут решение и будут участниками». Тогда уже для возмущений будет меньше поводов, так как выбор был осуществлен по справедливости.

Есть много других возможностей выбора участников: например, сначала играют те, у кого фамилия на букву «П», те, у кого день рождения в декабре, те, кто сидит на последних партах или учащиеся с 15-го по 19-й номер согласно списка в журнале и т.п. Это тоже небольшой игровой элемент (когда выбирает фортуна). Для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше. Кто может фиксировать ошибки, другой – контролировать время и т.д.

Чтобы учащиеся ясно представляли, что от них требуется, как от участников игры, можно им предложить «Памятки участников игры».(см. приложение № 1).

3. Ход игры

Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание – это скрытая часть « айсберга», которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное – это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) Начало игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и коммуникационных технологий
В первой главе нами были раскрыты теоретические обоснования проблемы. Во второй главе мы предлагаем рассмотреть возможность использования информационных технологий при организации проектной деятельности на уроках естествознания в начальной школе. Главная цель нашей работы заключалась в выявлении ...

Педагогические и психологические аспекты обучения
В соответствии с проектом Государственного образовательного стандарта по информатике, общими целями и задачами факультативов является формирование основ научного мировоззрения школьников, развитие мышления и их творческих способностей, а также подготовка к жизни и деятельности в информационном общ ...

Помощь детям в преодолении искушений
Общество и родители должны помочь детям и подросткам обрести истинные ценности жизни: социальные, семейные, религиозные. Необходимо открыто говорить о ценностях. Важно, чтобы дети поняли, почему такие ценности, как честность, ответственность, самостоятельность, являются важными при принятии правил ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru