Дидактическая игра на уроке

Страница 5

На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю нужно остановить игру и кратко объяснить, что нарушено и как правильно нужно участвовать в игре. Но не менее важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это « в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями « Ускоряем темп!», « Долгая пауза!»…

б) Развитие игрового действа (кульминация).

На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил и иногда « добавить поленья в горящий костер», то есть подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его участии, кроме того, можно подзадорить болельщиков или зрителей и т.д. Если в начале игры нарушение правил можно простить, то сейчас всякое нарушение должно быть четко отмечено, участники получают штрафные очки или выходят из игры.

в) Заключительный этап игры.

Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания (например: «Еще два участника и мы заканчиваем!»). У ребят, таким образом, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры. Это один из приемов, чтобы избежать того момента, когда дети всем классом будут просить: « Ну давайте еще поиграем!»; это облегчит переход к другим видам деятельности.

4. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников )

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы).

Сложен момент объявления результатов соревнования, занимающего большую часть урока или даже выходящего за его пределы (исторической викторины, конкурса и т. д. Ведь класс может перессориться, так как для каждого принимавшего участие его группа всегда кажется лучшей. А иногда так получается, что лучше участвует группа, которая меньше всего готовилась (хороший экспромт). Естественно, другим группам, которые потратили много времени на подготовку, обидно. Учитель должен понимать все это и умело принимать решения. Ведь жесткие эмоциональные конфликты не входят в расчет педагогов. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенной на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

а) перед началом подготовки к игре четко объявить критерии (лучше, чтобы школьники записали их в тетрадь), по которым будет производиться оценка результатов;

б) конкретно обнародовать результаты. Итоги соревнования иногда имеет смысл объявлять не сразу после его окончания. Их можно будет огласить на следующем уроке или опубликовать в школьной газете. Страсти поутихнут, да и учитель сумеет учесть все тонкости, чтобы оценить игроков справедливо. Хотя, конечно, нельзя забывать, что школьники очень ждут результатов игры и хотят знать их как можно скорее;

в) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

г) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального

Для оценки игровой деятельности самими учащимися можно предложить им « Карточки оценки результативности игры».(см. приложение № 2). (13, с.54)

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса (понимает, что игра удалась или наоборот), все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю, однако, важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведение последующей игры – с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, не смотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести этот этап – он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Конечно, хорошо бы провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – против своей фамилии в списки (который вывешивается, например, на стенде в классе), цветным карандашом (это учащиеся могут сделать на перемене). Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, активное настроение, оранжевый – радостное, светлое, желтый – светлое, зеленый – спокойное, ровное, синий – грустное печальное, фиолетовый – тревожное, тоскливое, черный – состояние крайне неудовлетворительности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоционального состояния школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пар ...

Основные требования безопасности при изготовлении стенда
Такой вид трудовой деятельности, как обработка древесины может быть причиной различных травм, связанных в основном с работой неисправным инструментом, незнанием правильных приемов работы, неправильным хранением инструмента. Обучавшийся должен содержать в чистоте рабочее место, в порядке и в устано ...

Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон — автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему у ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru