Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Страница 5

Учебные игры в разумном сочетании с другими приемами и средствами обучения помогут интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.

С.А.Шмаков, один из ведущих специалистов в области игры, приводит весьма красноречивые цифры. В результате опроса 14 тысяч учителей в течение 1973-93 гг. выявлено, что никогда не используют игры на уроках в старших классах 95%, а в средних классах 76% учителей. И это не смотря на то, что в названые 20 лет вышло не мало литературы по дидактическим играм, прошли крупные конференции, в практику вошли компьютерные игры и др. Исследуя игровую деятельность на уроке мы тоже провели опрос учителей истории по данной проблеме, в результате которого было выявлено, что 68% учителей проводят игры на уроках не более 3 раз в год. Эти результаты несколько отличаются от данных С.А.Шмакова, возможно в этом отразилась либерализация всего общества, осознание необходимости поиска новых путей в педагогике. Но это совсем не оптимистический результат, потому что три игры за целый год – это «капля в море» по сравнению с потребностями школьников и возможности игры в обучении.

Естественно, возникает вопрос, почему учителя редко используют игру на уроках? Анализ проведенного интервьюирования и анкетирование многих учителей истории выявил некоторые причины такого явления.

Во-первых, на данный момент существует мало дидактических игр по истории. Многие из описанных в литературе игр не известны большинству учителей. А те, что известны, на практике оказываются неинтересными для учащихся или слишком сложны в исполнении: они требуют трудоемкой подготовки (надо что-то печатать, рисовать, оформлять), другие по времени не укладываются в урок, плохо сочетаются с программным материалом, либо решают задачи урока неэффективно. У учителя и так каждая минута на счету, а в игре есть балластовое, с точки зрения процесса познания, чисто игровое время. В привычном комбинированном уроке каждый вопрос, а то и каждое слово относится к теме урока, а игра заставляет учебный материал работать на саму себя. Многие игры можно применять только для обобщения или повторения пройденного. Другие этапы урока, как-то: изучение нового материала, закрепление, организационные моменты, да и проверка домашнего задания – зачастую остаются без игровой деятельности. Следующий блок проблем связан с отсутствием традиции применение игр в процессе обучения. Например, многие игры шумные: учителя, работающие в соседних кабинетах, «не поймут», придет кто-либо из администрации – «проблем не оберешься», «дай детям немножко пошуметь – потом не успокоишь». Организация игр – отдельная проблема, это не то же самое, что организовывать урок. Проведению игр не учат в педагогических вузах. Об этом на так много написано. Но причин, конечно же, гораздо больше.

Редко используются игры на уроках еще и потому, что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике преподавания средней школы.

Еще одна важная причина заключается в однобоком понимании теории ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем ее, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение в чистом виде. Но учение может и должно органично вписываться в спектр деятельности ребенка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методические принципы обучения иностранному языку
К методическим принципам, характеризующим современное обучение иностранным языкам относится прежде всего принцип коммуникативной направленности обучения. Как известно, в методике обучения иностранным языкам основной смысл принципа коммуникативной направленности заключается в понимании того, что гла ...

Система средств наглядности на уроках биологии во вспомогательной школе
Основным методом изучения биологии во вспомогательной школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средства ...

Педагогические и психологические аспекты обучения
В соответствии с проектом Государственного образовательного стандарта по информатике, общими целями и задачами факультативов является формирование основ научного мировоззрения школьников, развитие мышления и их творческих способностей, а также подготовка к жизни и деятельности в информационном обще ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru