Учебные игры в разумном сочетании с другими приемами и средствами обучения помогут интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
С.А.Шмаков, один из ведущих специалистов в области игры, приводит весьма красноречивые цифры. В результате опроса 14 тысяч учителей в течение 1973-93 гг. выявлено, что никогда не используют игры на уроках в старших классах 95%, а в средних классах 76% учителей. И это не смотря на то, что в названые 20 лет вышло не мало литературы по дидактическим играм, прошли крупные конференции, в практику вошли компьютерные игры и др. Исследуя игровую деятельность на уроке мы тоже провели опрос учителей истории по данной проблеме, в результате которого было выявлено, что 68% учителей проводят игры на уроках не более 3 раз в год. Эти результаты несколько отличаются от данных С.А.Шмакова, возможно в этом отразилась либерализация всего общества, осознание необходимости поиска новых путей в педагогике. Но это совсем не оптимистический результат, потому что три игры за целый год – это «капля в море» по сравнению с потребностями школьников и возможности игры в обучении.
Естественно, возникает вопрос, почему учителя редко используют игру на уроках? Анализ проведенного интервьюирования и анкетирование многих учителей истории выявил некоторые причины такого явления.
Во-первых, на данный момент существует мало дидактических игр по истории. Многие из описанных в литературе игр не известны большинству учителей. А те, что известны, на практике оказываются неинтересными для учащихся или слишком сложны в исполнении: они требуют трудоемкой подготовки (надо что-то печатать, рисовать, оформлять), другие по времени не укладываются в урок, плохо сочетаются с программным материалом, либо решают задачи урока неэффективно. У учителя и так каждая минута на счету, а в игре есть балластовое, с точки зрения процесса познания, чисто игровое время. В привычном комбинированном уроке каждый вопрос, а то и каждое слово относится к теме урока, а игра заставляет учебный материал работать на саму себя. Многие игры можно применять только для обобщения или повторения пройденного. Другие этапы урока, как-то: изучение нового материала, закрепление, организационные моменты, да и проверка домашнего задания – зачастую остаются без игровой деятельности. Следующий блок проблем связан с отсутствием традиции применение игр в процессе обучения. Например, многие игры шумные: учителя, работающие в соседних кабинетах, «не поймут», придет кто-либо из администрации – «проблем не оберешься», «дай детям немножко пошуметь – потом не успокоишь». Организация игр – отдельная проблема, это не то же самое, что организовывать урок. Проведению игр не учат в педагогических вузах. Об этом на так много написано. Но причин, конечно же, гораздо больше.
Редко используются игры на уроках еще и потому, что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике преподавания средней школы.
Еще одна важная причина заключается в однобоком понимании теории ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем ее, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение в чистом виде. Но учение может и должно органично вписываться в спектр деятельности ребенка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.
Прочие статьи:
Дидактическая игра как метод коррекционно-развивающей
работы учителя в современной начальной школе
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Игра - это “ди ...
Обучение изложению в массовых и вспомогательных школах
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития умственно отсталых детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение ...
Изучение влияния тестов на формирование грамматических
навыков учащихся 6 класса
Педагогическую преддипломную практику мы проходили в школе №255 Адмиралтейского района у учителя Зеленковой Ольги Алексеевны. Мы работали с учащимися 6, 1, 3 классами.
Цель нашей дипломной работы - изучить эффективность тестов как средства контроля на уроках английского языка в 6 классе.
Для дос ...