Учебные игры в разумном сочетании с другими приемами и средствами обучения помогут интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
С.А.Шмаков, один из ведущих специалистов в области игры, приводит весьма красноречивые цифры. В результате опроса 14 тысяч учителей в течение 1973-93 гг. выявлено, что никогда не используют игры на уроках в старших классах 95%, а в средних классах 76% учителей. И это не смотря на то, что в названые 20 лет вышло не мало литературы по дидактическим играм, прошли крупные конференции, в практику вошли компьютерные игры и др. Исследуя игровую деятельность на уроке мы тоже провели опрос учителей истории по данной проблеме, в результате которого было выявлено, что 68% учителей проводят игры на уроках не более 3 раз в год. Эти результаты несколько отличаются от данных С.А.Шмакова, возможно в этом отразилась либерализация всего общества, осознание необходимости поиска новых путей в педагогике. Но это совсем не оптимистический результат, потому что три игры за целый год – это «капля в море» по сравнению с потребностями школьников и возможности игры в обучении.
Естественно, возникает вопрос, почему учителя редко используют игру на уроках? Анализ проведенного интервьюирования и анкетирование многих учителей истории выявил некоторые причины такого явления.
Во-первых, на данный момент существует мало дидактических игр по истории. Многие из описанных в литературе игр не известны большинству учителей. А те, что известны, на практике оказываются неинтересными для учащихся или слишком сложны в исполнении: они требуют трудоемкой подготовки (надо что-то печатать, рисовать, оформлять), другие по времени не укладываются в урок, плохо сочетаются с программным материалом, либо решают задачи урока неэффективно. У учителя и так каждая минута на счету, а в игре есть балластовое, с точки зрения процесса познания, чисто игровое время. В привычном комбинированном уроке каждый вопрос, а то и каждое слово относится к теме урока, а игра заставляет учебный материал работать на саму себя. Многие игры можно применять только для обобщения или повторения пройденного. Другие этапы урока, как-то: изучение нового материала, закрепление, организационные моменты, да и проверка домашнего задания – зачастую остаются без игровой деятельности. Следующий блок проблем связан с отсутствием традиции применение игр в процессе обучения. Например, многие игры шумные: учителя, работающие в соседних кабинетах, «не поймут», придет кто-либо из администрации – «проблем не оберешься», «дай детям немножко пошуметь – потом не успокоишь». Организация игр – отдельная проблема, это не то же самое, что организовывать урок. Проведению игр не учат в педагогических вузах. Об этом на так много написано. Но причин, конечно же, гораздо больше.
Редко используются игры на уроках еще и потому, что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике преподавания средней школы.
Еще одна важная причина заключается в однобоком понимании теории ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем ее, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение в чистом виде. Но учение может и должно органично вписываться в спектр деятельности ребенка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.
Прочие статьи:
Условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической
культуры в школе
Реализация принципа активности достигается следующими условиями:
а) четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания учащихся, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;
б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоцион ...
Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игр ...
Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ин ...