Средства народной педагогики

Страница 3

Комплексное воздействие песни

Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они име­ют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота челове­ка, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Кра­сивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпыва­лось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красо­той формы). Красота мыслей, красота содержания относятся так­же к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия и характер их исполнения спо­собствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В пес­нях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Редкие детские и молодежные песни исполняются в по­мещении, они поются на лугу или опушке леса во время хорово­дов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня рас­ширяет грудь».

Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и мо­лодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стиму­лировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих. В этом отношении особенная роль принадлежала трудовым песням, которых у всех народов очень много. Что же касается песен как средств, раскры­вающих значение труда в жизни, то в этом велика роль и хоровод­ных, и посиделочных, и даже свадебных и застольных песен. В них рассказывается о видах труда. Так, например, в одной из чуваш­ских песен, в веселой и шутливой форме, сообщается о местных ремеслах. В песне поется: «Мы, чуваши, живущие около Марпоса­да, занимаемся бондарным делом», далее говорится о живущих около Цивиля и занимающихся плетением корзин, об абашевских кулеткачихах, о производителях кирпича, о тех, кто живет вдоль Волги и занимается рыболовством.

Во многих песнях называются и трудовые операции и вырази­тельно описывается целый трудовой цикл. Так, например, в песне о льне содержатся вопросы вроде - «Как сеют лен» и ответы - «Его сеют вот так», демонстрируются соответствующие движения. Далее в песне раскрывается, как лен полют, выдергивают, моло­тят, мочат, мнут на мялке, в ступе, прядут, ткут .

Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. В песнях содержатся, и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, кра­сивые предметы домашнего обихода) и красиво выполнять лю­бую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд - средство. Через труд устанавливается связь эстетического с нравственным, умственным и физическим воспитанием.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.

В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обога­щается ум.

Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни так же, как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуаль­ным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об ок­ружающей действительности (в песнях встречаются числа, про­стейшие действия над ними, в словаре Н.И.Ашмарина двена­дцать называется даже песенным числом). Песни содействуют эстетическому, нравственному воспитанию и непосредственно (действием, делом, предоставлением возможности упражняться), и опосредованно (раскрытием задач и значения той или иной составной части воспитания в общем процессе развития и фор­мирования личности).

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Система христианского воспитания по Августину Блаженному
христианство воспитание образование педагогический Один из крупнейших мыслителей поздней античности, творчество которого отражает формирование присущих средневековью педагогических принципов и зарождение средневековой образовательной системы. Творческое наследие Августина огромно: полное издание ...

Формирование пространственных представлений у детей в норме и с общим недоразвитием речи
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с ок ...

Уровни самостоятельной продуктивной деятельности
Исследования педагогов и психологов позволяют выделить условно четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным о ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru