Средства народной педагогики

Страница 4

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все - на месте. Бес­толковое, случайное отбрасывается - тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответст­вуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смер­ти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагоги­ки.

Воспитатель и учитель начальных классов должен знать раз­личные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необхо­димости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбель­ных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соот­ветствии с индивидуальными особенностями ребенка. Приведем тексты нескольких колыбельных песен для использования в вос­питательном процессе.

Сказки

Сказки, являясь художественно-литературными произведения­ми, одновременно были для трудящихся и областью теоретиче­ских обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищни­ца народной педагогики, более того, многие сказки суть сочине­ния педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педаго­гической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народ­

кость, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фан­тазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные соци­альные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведе­ниями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к со­временности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и пре­даниям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преда­ниям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия

народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настоль­ко высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систе­му. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что про­стота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую цен­ность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педаго­гическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение» (1, 1894), пишет, что сказка поя­вилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоя­нии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвого буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П.Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную исто­рию, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не ку­рить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор ста­тьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения».

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

История развития скульптуры
Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытных времен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках, на первых предметах домашней утвари запечатлевали свой нехитрый быт. Каждая но ...

Теоретическое обоснование методики
Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной пробле ...

Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ино ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru