Средства народной педагогики

Страница 4

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все - на месте. Бес­толковое, случайное отбрасывается - тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответст­вуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смер­ти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагоги­ки.

Воспитатель и учитель начальных классов должен знать раз­личные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необхо­димости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбель­ных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соот­ветствии с индивидуальными особенностями ребенка. Приведем тексты нескольких колыбельных песен для использования в вос­питательном процессе.

Сказки

Сказки, являясь художественно-литературными произведения­ми, одновременно были для трудящихся и областью теоретиче­ских обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищни­ца народной педагогики, более того, многие сказки суть сочине­ния педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педаго­гической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народ­

кость, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фан­тазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные соци­альные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведе­ниями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к со­временности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и пре­даниям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преда­ниям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия

народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настоль­ко высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систе­му. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что про­стота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую цен­ность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педаго­гическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение» (1, 1894), пишет, что сказка поя­вилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоя­нии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвого буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П.Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную исто­рию, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не ку­рить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор ста­тьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения».

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

Компетенция как результат обучения
В настоящее время эффективность работы учащихся зависит от того, насколько успешно они владеют идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка. Учитель должен понимать, что модернизировать нужно научно-технический по ...

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игру ...

Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке
Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Многочисленные психологические исследования показывают, что сущ ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru