Общее понятие о личности

Страница 1

Личность - это характеристика человека в целом, она про­является во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н.Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный под­ход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и дея­тельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется веду­щими мотивами деятельности, поведения. Направленность лич­ности может быть общественной или эгоистической. В первом случае человеком движут мотивы служения общему делу, об­ществу, своей Родине и т.д. Во втором случае мотивы связаны с личным благополучием, личными выгодами. В одних случа­ях общественные и личные интересы могут совпадать, в дру­гих - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом.

Исходя из этого, можно говорить о положительном и от­рицательном развитии личности. Уровень положительного раз­вития личности определяется мерой ответственности челове­ка перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. За высокой ступени раз­вития нравственности у человека появляется потребность совершать нравственные поступки, Так, добрый человек не может не делать добра. Нравственные нормы; принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психиче­ской жизни, контролируются с помощью чувств, называе­мых чувством долга, совестью, стыдом. Обычно говорят, что этот человек не может совершить такой поступок: со­весть ему не позволяет. Это означает, что данный поступок противоречит тем нравственным нормам, которые харак­терны для данного человека. В тех случаях, когда человек нарушает принятые им нормы, он переживает чувство сты­да. Это чувство переживается как неудовлетворение собой, как сожаление, как осуждение себя. Важно отметить, что в этом случае человеку стыдно не только перед другими, но и перед самим собой. Человек может остро переживать мучи­тельные чувства, испытывать угрызения совести за содеян­ное, хотя об этом никто не знает.

С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. Честное слово - это слово совести человека. Нарушить` честное слово - значит, пойти против совести.

Кодекс чести - это всегда свод нравственных норм, приня­тых в данном сообществе. Говорят о кодексе чести офицера, врача, учителя. Человек, будучи членом данного сообщества, должен выполнять его кодекс.

Достоинство личности - умение отстоять свою позицию, свои нравственные кормы, если кто-то заставляет отступить от них. При отрицательном развитии личности человек ориенти­руется на нормы, противоречащие принятым в обществе. По­ведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека.

Однако отступление от принятых норм не всегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми. Это бывает тогда, когда человек осознал, что нормы не способствуют интересам общества, ведут его по ложному пути. Чувство долга перед людьми, перед своей страной заставляет человека идти против этих корм. Человек сознательно, свободно принимает решение бороться с сущест­вующим порядком вещей, берет на себя всю ответственность за свое поведение. В этом случае человек действует против принятых моральных норм, но по совести. Нарушая принятые моральные нормы, он не испытывает стыда. Наоборот, под­чинение этим нормам вызывает у него стыд, так как эти нор­мы уже не являются его нормами. Следовать этим нормам человеку не позволяет его совесть. Ярким примером такой личности служит академик А.Д.Сахаров. Высокое чувство долга перед страной, перед своими согражданами заставило его отказаться от любимого дела, от комфортабельных усло­вий жизни, от высокого общественного положения, которое он занимал, и встать на путь борьбы. За это его осуждала не только власть, но и значительная часть научного сообщества.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Особенности методики проведения учебного занятия
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такой дисциплине как «Ревизия и контроль». Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и техно ...

Функции обучения
Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную; 2) развивающую; 3) воспитательную. Познавательная функция. Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания. В пр ...

Роль родителей в воспитании мальчика-подростка
«У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать. Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души». Э. Базен. Семейное воспитание мальчиков обладает специфическими чертами, которые обусловлены физическими и психическими особенностями представителей мужского пола. Изменени ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru