Виды ориентировки на слово

Страница 1

С.Н. Карпова отмечает: «в основе сдвигов ориентировки ребенка на предметный мир и на речевую действительность лежит расширение и усложнение круга общения ребенка со взрослым по поводу новых видов деятельности, и прежде всего ведущей - совместной со взрослыми деятельности по усвоению предметов как человеческих орудий, по овладению общественно выработанными способами их использования» .

Наряду с формами эмоционального общения и общения, обусловленного удовлетворением потребностей ребенка возникают и получают все большее значение формы общения, связанные с развитием игровой деятельности ребенка и с развитием элементарных форм его познавательной деятельности.

«В ряде опытов было показано, что затруднения в предметной деятельности могут стать мощным фактором развития речи ребенка. Взрослый вступает не только как партнер по предметному общению, но и как носитель речевых образцов, побуждающий ребенка к овладению ими в процессе совместной с ним предметной деятельности».

От ориентировки на несущественные признаки предметов ребенок переходит к ориентировке на признаки, имеющие функциональное значение, характеризующие предмет как человеческое орудие. В связи с этим происходит становление устойчивых значений слов ребенка.

Процесс становления устойчивых значений слов связан и окончательный переход ребенка от дофонемной к фонемной речи. Вслед за константностью предметов как человеческих орудий для ребенка начинает выступать константность, постоянство звуковой системы родного языка, с помощью которой социально установленным образом отражаются в речи эти предметы, и константность слов, обозначающих эти предметы, в совокупности их семантической и звуковой сторон.

Развитие восприятия фонем происходит до конца второго года жизни. Активное употребление фонем осваивается ребенком вплоть до конца третьего и даже на четвертом году жизни, а иногда задерживается и требует специального научения.

В начале второго года жизни для ребенка характерны идущие еще от младенчества различные варианты манипуляций со звуковой стороной речи типа игровых. Обыгрывание ритмов, рифмование бессмысленных звукосочетаний продолжается и на протяжении всего раннего возраста. Наряду с этим имеются случаи обыгрывания морфологических элементов слова: суффиксов, флексий, а также рифмование слов.

Особенно часто подобные случаи наблюдаются у ребенка в состоянии эмоционального подъема, находя естественную поддержку в его движениях и жестах.

Таким образом, и здесь наблюдаются ориентировочные действия, отделившиеся от исполнительных и проявляющиеся в моделировании теперь уже значащих элементов речи.

Проанализировав литературу по данной теме квалификационной работы, можно сделать следующие выводы, что слово является основной лексической единицей лексикона детей раннего дошкольного возраста. Лексикон ребенка состоит из ядра, в котором находятся слова, часто употребляемые детьми, и из периферии, где слова служат дополнениями к основным словам. Продуцирование речи происходит только тогда, когда ребенок пройдет дословный период в речевом развитии, в котором идет становление предпосылок к активной речи, т.е. восприятие и понимание речи взрослых. При этом дети должны овладеть механизмами овладения значением слова, соотнести понятия «денотат» (предметная отнесенность) и «сигнификат» (понятийная соотнесенность). При этом развитие речевой и мыслительной деятельности происходит одновременно. Однако мышление ребенка существенно отличается от мышления взрослого человека. При общении со взрослыми ребенок активно использует невербальные средства общения: жесты, которые заменяют дефицит вербальных средств в речи ребенка.

Таблица 1

Возраст

Ребенка

Подготовительные этапы активной речи

Понимание речи (пассивный словарь)

Активная речь

4 мес.

Гуление

5 мес.

Подолгу гулит

6 мес.

Начало лепета

7 мес.

Подолгу лепечет

На вопрос «Где?» показывает предмет, расположенный в одном и том же месте.

8 мес.

Громко произносит различные слоги

По просьбе взрослого выполняет заученные движения: «ладушки», «дай ручку», «до свидания».

9 мес.

Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги.

На вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.

10 мес.

1. По просьбе взрослого находит и дает игрушку.

2. Отвечает на заигрывание «догоню-догоню».

11 мес.

Произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.

По просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «покати мяч», «покачай Лялю».

12 мес.

1 год

Произносит от 6 до 10 слов

1 г. -

1г 6 мес.

Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает называния часто называемых лиц, предметов, действий, обобщает предметы по существенными признакам в понимаемой речи.

Пользуется словами-заместителями и облегченными словами (т.е. «языком нянь»: машина - «би-би», собака - «ав-ав», кошка - «ки» и т.д. Легко подражает облегченными словам.

1г.6 мес.

- 2 г.

Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке.

Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые формы, обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Влияние родного языка при обучении иноязычному произношению
В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Освоение произносительной стороны английской речи охватывает, во-первых, звуковое оформление, т. е. артикуляцию, во-вторых, интонационное оформление, которое включает мелодию, логиче ...

Краткая история возникновения игрушки
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Древние рабовла ...

Типы педагогических задач и их характеристика
Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные. С ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru