Общее понятие о личности

Страница 3

Единство обучения и развития. Учитель должен понимать, что воспитание неразрывно связано с обучением. К сожалению, в школе воспитание нередко понимают как систему специаль­ных мероприятий (уроки мужества, встречи с авторами книг и т.д.). Не отрицая некоторого влияния таких мероприятий на нравственное развитие детей, в то же время надо помнить, что воспитание идет ежедневно в ведущей деятельности учащихся. Ребенок фактически впервые начинает заниматься общест­венно значимой и общественно оцениваемой деятельностью, воспитывающий эффект которой зависит не только от ее со­держания, но и от характера ее организации, проведения и оценки ее результатов.

Прежде всего, следует отметить, что обычно в школе учеб­ная деятельность оценивается только по образовательному эф­фекту: по приобретенным знаниям и познавательным умени­ям, предусмотренным школьными программами. Воспита­тельный результат остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо успевающих учени­ков, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгои­стическая направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность личности, но не отлич­ники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспита­тельный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во-первых, у «примерного» ученика с эгоистической направ­ленностью учитель своим отношением закрепляет эту направ­ленность. Во-вторых, он дает неверный образец другим уче­никам. В-третьих, это нередко приводит к конфликтным от­ношениям «примерного» ученика с классом.

Из сказанного следует, что при организации любой деятель­ности учитель должен учитывать ее мотивацию, предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика.

В частности, учитель должен учитывать противоречие, ко­торое содержится в самой деятельности учения: «Будучи об­щественной по смыслу, по содержанию, по форме осуществле­ния, она вместе с тем индивидуальна по результату» (усвоенные знания и умения являются приобретениями отдельного ученика). В этом есть опасность эгоистической направленно­сти учения, при которой оно теряет свой общественный смысл. Для избежания этой опасности учитель должен найти пути применения знаний и умений, полученных учащимися в учеб­ной деятельности, в общественно полезном труде, в жизнедея­тельности классного и школьного коллективов.

Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравст­венному воспитанию - к становлению личности или повыше­нию устойчивости ее положительной направленности. Пра­вильно организованное воспитание неотделимо от естествен­ного течения жизнедеятельности человека. Вот почему гово­рят, что хорошее воспитание там, где его не видно.

Помощь в реализации ответственного поведения. Как было сказано, личность характеризуется мерой ответственности пе­ред другими людьми, ответственностью за выполняемую дея­тельность. Отсюда следует, что учитель должен систематиче­ски формировать у детей ответственное отношение к выпол­няемой ими деятельности. Но ответственное выполнение дея­тельности предполагает не только положительную мотива­цию у ребенка - желание что-то сделать, но и умение реализо­вать имеющиеся намерения. Многие учителя просто требуют от ребенка прилежания, аккуратности, ответственности и т.п., но не задумываются над тем, а готов ли ребенок к этому, по­сильна ли ему такая задача. Важно подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело с задачей и поэтому должны думать о методах (способах) ее решения. Так, допустим, ученик полу­чает задание приготовить к посещению детского сада пода­рок, изготовленный собственными руками. Предлагая ребен­ку это задание, учитель должен, во-первых, проверить, пра­вильно ли ребенок понял это задание. Далее, ребенок должен осознать трудоемкость задания (сколько времени оно потре­бует от него), срок окончания. После этого ему надо соста­вить план работы: распределить ее по дням, определить время работы на каждый день. Если учитель не позаботится о спо­собе реализации ответственного поведения ребенка, то от этого задания может получиться прямо противоположный результат. Ребенок, не оценив вовремя трудоемкость задания, начнет выполнять его слишком поздно. Увидев, что справить­ся с ним в имеющееся у него время он не может, откажется от выполнения, т. е. проявит безответственность. Бывает и дру­гая картина. Родители, увидев, что ребенок попал в трудную ситуацию, предлагают свою помощь и фактически сами вы­полняют задание. А ребенок несет в школу продукт их труда как свой собственный. В этом случае уже отрицательный двойной эффект воспитания: и безответственность, и обман.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебры ...

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке
1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы после второго урока. 2. В них могут принимать участие все учащиеся, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания. 3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться пси ...

Диагностика творческого мышления учащихся НПО
При опросе были отмечены те студенты, которые смогли полноценно реализовать на практике данные требования. Именно эти студенты являются обладателями тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для интерпретации художественного произведения. В связи с тем, что в настоящем исследовании производи ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru