Курс «Мир и человек»
А.А.Вахрушева, А.С.Раутианаизучается в 1- 4 классах начальной школы. Этот курс направлен на подготовку школьников к решению экологических проблем. Основная задача курса «Мир и человек» - воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире. Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы с родителями.
Программа 2 класса
называется «Земля. Части света». Всё содержание программы разделено на части:
Часть 1.
«Земля и Солнце» - дети получают сведения о трёх состояниях веществ, общие представления о Земле, о космосе, о планетах солнечной системы, о климате (температура, влажность, круговорот воды в океане и на суше, ветер, климатические пояса); знакомятся с законом всемирного тяготения.
Часть 2.
«Что изображено на глобусе и карте», в которой изучаются темы: «Глобус и карта» (карта полушарий, условные обозначения на карте и глобусе, рельеф на карте Земли и глобусе, элементарные представления о масштабе); «Формы земной поверхности» (реки, озёра, равнины и низменности, горы и вулканы, полуострова, острова, моря); «Природные зоны» (экосистемы и их обитатели, тундра, леса, степь, пустыня, вечнозелёный лес, горы); «Человек и его хозяйство» (потребности человека, земледелие и скотоводство, страны и города).
Часть 3.
«Части света»: Европа, Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка (климат, рельеф, природные зоны, города), Антарктида. Россия – самая большая страна в мире (природа, рельеф, природные богатства, архитектурные памятники).
Главная идея программы для 3 класса
«Живые обитатели планеты» состоит в ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое вводится в 3 классе, - круговорот веществ и его роль в жизни. Всё содержание программы «Живые обитатели планеты», как и содержание программы для 2 класса, разделено на части:
Часть 1.
«Биосфера – живая оболочка Земли» (атомы и молекулы, три состояния вещества, энергия, человек и его связь с природой, участники круговорота веществ).
Часть 2.
«Экологическая система – ячейка биосферы» (живые и неживые компоненты экосистемы, экосистема океана, озера, болота, луга, леса, искусственная экологическая система).
Часть 3.
«Живые участники круговорота веществ» (растения, животные и их роль на Земле, бактерии, грибы).
Часть 4.
«История биосферы» (человек – часть природы, наши предки, экологические нарушения в биосфере).
Программа 4 класса
«Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере Земли. Всё содержание программы разделено на следующие части:
Часть 1.
«Место человека в биосфере Земли».
Часть 2.
«Тело человека как самостоятельный организм» (устройство человека, основные системы органов тела человека, микробы, болезни цивилизации).
Часть 3.
«Биосфера и происхождение человека» (экологические предпосылки происхождения человека, первобытное стадо как прообраз человеческого общества, человек разумный).
Часть 4.
«Происхождение рукотворного мира» (приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений, роль науки в жизни человека, вода, воздух, горные породы, звук, электричество в природе).
Часть 5.
«Как нам жить» (Сколько людей может прокормить Земля?).
Всё содержание программы разделено на части (разделы), каждая из которых содержит несколько тем, в каждом разделе отчётливо просматриваются главные вопросы, благодаря чему по каждому из них можно разработать учебный проект. В следующей таблице мы приводим несколько вариантов тематики учебных проектов, которые могут быть разработаны по содержанию программы 2, 3 и 4 класса курса «Мир и человек».
|
Раздел программы. |
Творческое название проекта. |
|
«Земля и Солнце» (2 класс) |
«А что там, за облаками?» (о Земле, о космосе, о планетах солнечной системы) |
|
«Части света» (2 класс) |
«Вокруг света» (о странах, народах, традициях) |
|
«Биосфера – живая оболочка Земли» «Экологическая система – ячейка биосферы» (3 класс) «Живые участники круговорота веществ» |
«Невидимые нити» (об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком). «Животные – братья наши меньшие», «Этот удивительный мир растений и животных», «зелёные леса – лёгкие планеты». |
|
«Тело человека как самостоятельный организм» (4 класс) |
«Наши помощники – органы чувств», «Здоровом теле – здоровый дух!» (о теле человека, болезнях). |
|
«Как нам жить» (4 класс) |
«Земля – кормилица!», «Подумаем о нашем, и о будущем нашей планеты!» |
Прочие статьи:
Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке
Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.
Многочисленные психологические исследования показывают, что с ...
О понятии «социализация»
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в ...
Анализ
произведения изобразительного искусства на уроке
Сегодня преподавание изобразительного искусства в школе не без привлечения в качестве источников различных памятников культуры: исторических, музыкальных, литературных и др. Изучение их повышает интерес школьников к изобразительному искусству, способствует выходу на качественно новую ступень виден ...