Курс «Мир и человек»
А.А.Вахрушева, А.С.Раутианаизучается в 1- 4 классах начальной школы. Этот курс направлен на подготовку школьников к решению экологических проблем. Основная задача курса «Мир и человек» - воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире. Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы с родителями.
Программа 2 класса
называется «Земля. Части света». Всё содержание программы разделено на части:
Часть 1.
«Земля и Солнце» - дети получают сведения о трёх состояниях веществ, общие представления о Земле, о космосе, о планетах солнечной системы, о климате (температура, влажность, круговорот воды в океане и на суше, ветер, климатические пояса); знакомятся с законом всемирного тяготения.
Часть 2.
«Что изображено на глобусе и карте», в которой изучаются темы: «Глобус и карта» (карта полушарий, условные обозначения на карте и глобусе, рельеф на карте Земли и глобусе, элементарные представления о масштабе); «Формы земной поверхности» (реки, озёра, равнины и низменности, горы и вулканы, полуострова, острова, моря); «Природные зоны» (экосистемы и их обитатели, тундра, леса, степь, пустыня, вечнозелёный лес, горы); «Человек и его хозяйство» (потребности человека, земледелие и скотоводство, страны и города).
Часть 3.
«Части света»: Европа, Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка (климат, рельеф, природные зоны, города), Антарктида. Россия – самая большая страна в мире (природа, рельеф, природные богатства, архитектурные памятники).
Главная идея программы для 3 класса
«Живые обитатели планеты» состоит в ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое вводится в 3 классе, - круговорот веществ и его роль в жизни. Всё содержание программы «Живые обитатели планеты», как и содержание программы для 2 класса, разделено на части:
Часть 1.
«Биосфера – живая оболочка Земли» (атомы и молекулы, три состояния вещества, энергия, человек и его связь с природой, участники круговорота веществ).
Часть 2.
«Экологическая система – ячейка биосферы» (живые и неживые компоненты экосистемы, экосистема океана, озера, болота, луга, леса, искусственная экологическая система).
Часть 3.
«Живые участники круговорота веществ» (растения, животные и их роль на Земле, бактерии, грибы).
Часть 4.
«История биосферы» (человек – часть природы, наши предки, экологические нарушения в биосфере).
Программа 4 класса
«Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере Земли. Всё содержание программы разделено на следующие части:
Часть 1.
«Место человека в биосфере Земли».
Часть 2.
«Тело человека как самостоятельный организм» (устройство человека, основные системы органов тела человека, микробы, болезни цивилизации).
Часть 3.
«Биосфера и происхождение человека» (экологические предпосылки происхождения человека, первобытное стадо как прообраз человеческого общества, человек разумный).
Часть 4.
«Происхождение рукотворного мира» (приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений, роль науки в жизни человека, вода, воздух, горные породы, звук, электричество в природе).
Часть 5.
«Как нам жить» (Сколько людей может прокормить Земля?).
Всё содержание программы разделено на части (разделы), каждая из которых содержит несколько тем, в каждом разделе отчётливо просматриваются главные вопросы, благодаря чему по каждому из них можно разработать учебный проект. В следующей таблице мы приводим несколько вариантов тематики учебных проектов, которые могут быть разработаны по содержанию программы 2, 3 и 4 класса курса «Мир и человек».
|  
 Раздел программы.  |   
 Творческое название проекта.  |  
|  
 «Земля и Солнце» (2 класс)  |   
 «А что там, за облаками?» (о Земле, о космосе, о планетах солнечной системы)  |  
|  
 «Части света» (2 класс)  |   
 «Вокруг света» (о странах, народах, традициях)  |  
|  
 «Биосфера – живая оболочка Земли» «Экологическая система – ячейка биосферы» (3 класс) «Живые участники круговорота веществ»  |   
 «Невидимые нити» (об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком). «Животные – братья наши меньшие», «Этот удивительный мир растений и животных», «зелёные леса – лёгкие планеты».  |  
|  
 «Тело человека как самостоятельный организм» (4 класс)  |   
 «Наши помощники – органы чувств», «Здоровом теле – здоровый дух!» (о теле человека, болезнях).  |  
|  
 «Как нам жить» (4 класс)  |   
 «Земля – кормилица!», «Подумаем о нашем, и о будущем нашей планеты!»  |  
			Прочие статьи:
Чтение как вид деятельности
	 
Чтение относится к одному из видов человеческой деятельности, причем деятельности творческой. «Труд читателя» вызван потребностями личности, имеет свои мотивы и цели, средства и операции; он направлен на определенный предмет и устремлен к результату. 
Цели читателя зависят и от его возраста, и от  ...
	
Самостоятельные работы по теме «Явление
тяготения. Сила тяжести»
	 
Начальный уровень 
1. Какая сила заставляет Землю и другие планеты двигаться вокруг Солнца? Выберите правильное утверждение. 
А. Сила упругости. 
Б. Сила инерции. 
В. Сила тяготения. 
2. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли? Выберите правильное утверждение. 
А. Сила атмосфе ...
	
Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
	 
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: 
– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; 
– задач ...