Анализ современных программ по естествознанию с целью выявления тематики учебных проектов

Страница 1

Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана.

Содержание курса А.А. Плешакова «Зелёный дом» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В курсе 2 класса

выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми. Содержание курса 2 класса разделено на разделы: «Природа»

(живая и неживая природа, сезонные изменения в природе), «Жизнь города и села»

(город, экономика, культура и образование, профессии людей), «Здоровье и безопасность»

(строение тела человека, заболевания, охрана здоровья, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в природе), «Общение»(труд и отдых в семье, правила вежливости), «Путешествия»(горизонт, поверхность и водоёмы своего края, карта мира, страны и народы мира).

По программе А.А. Плешакова

в 3 классе

в начале учебного года изучается тема «Природа и мы»

, которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных»

. Получаемые детьми элементарные знания о твёрдых, жидких, газообразных телах и веществах, о температуре и её измерении используются при изучении воздуха, воды и других компонентов природы. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а также между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье»

, нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Изучаются такие темы, как «Наша безопасность»

, «Экономика».

В 4 классе

курс открывается темой «Мы – жители земли»

. Учащиеся получают общие представления о Земле – её форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможных путях их решения. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём природу России», «Сохраним природу своего края»

. Дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Изучается поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство.

Содержание программы предоставляет широкие возможности для разработки и выполнения учебного проекта, т.к. каждый из разделов содержит очень увлекательный и полезный материал, по которому могут быть подобраны интересные факты.

В приведённой ниже таблице мы предлагаем вам несколько вариантов тематики учебных проектов, которые могут быть разработаны по содержанию данной программы.

Раздел программы.

Творческое название проекта.

«Природа» (2 класс)

«Сохраним удивительный мир растений и животных» (3 класс)

«Природные зоны» (2 класс)

«Сбережём природу России» (4 класс)

«Природа и мы» (3 класс)

«Здравствуй, осень золотая!», «Пришла весна – красна!», «В гости к зиме» (сезонные изменения в природе). «Невидимые нити» (об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком).

«Что где растёт, кто где живёт…» (о приспособленности организмов к условиям жизни).

«Будь природе другом!», «Защитим воздух и воду от загрязнения!», «Что такое хорошо, что такое плохо?» (о факторах, угрожающих живой природе, о правилах поведения в природе, направленных на её сбережение).

«Жизнь города и села» (2 класс)

«Все профессии важны!» (о профессиях людей, работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины, о значимости и необходимости их труда).

«Труд – человека кормит!»

«Общение» (2 класс)

«Мои друзья – взрослые и дети» (об отношениях к старшим, сверстникам, малышам, к себе)

«Наша безопасность» (3 класс)

«Будем беречь здоровье»

«Береги жизнь смолоду!» (о правилах безопасного поведения в квартире, на улице, в природе).

«Курить – здоровью вредить!», «Если хочешь быть здоров, закаляйся»

«Мы – жители Земли» (4 класс)

«Мы – дети галактики!» (о Земле, солнечной системе, материках, океанах).

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Виды контроля учебных достижений учащихся начальных классов
обучение учебный достижение контроль Поточный контроль осуществляется на всех макроэтапах процесса поурочного изучения темы. Особенности этого вида контроля состоит в том, что он является компонентом процесса овладения темой урока. Это обозначает его основные цели: установление и оценивание уровней ...

Виды обучения
Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение. Традиционное обучение Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой ...

Специфика воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближ ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru