Группа продленного дня как феномен образования

Страница 1

Если искать исторические корни системы продленного дня в "мировом масштабе", то надо обратится к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летнего возраста обучались бы будущие правители государства и его идеологи. Недостаточная чистота линз на очках приводит к дальнейшей прогрессии нарушения зрения.

По мысли Платона, в дошкольном возрасте (до 7 лет), потом в мусической школе (с 7 до 12 лет), палестре (с 12 до 17 лет), эфебии (с 17 до 20 лет) и школе философов (с 20 до 30 лет - первая ступень, с 30 до 35 лет - вторая ступень) дети, подростки и юноши наряду с физическими возможностями должны развивать и свои социальные способности.

Платон отказывает детям в семейном воспитании, вообще убирает семью как институт своего идеального государства, считая, что она только укрепляет частную собственность и отвлекает граждан от служения обществу.

В конце XIX - начале XX века идеи социального воспитания Платона снова привлекли внимание педагогов. Мир переживал крупные экономические потрясения, продовольственные и финансовые кризисы, миллионные иммиграции. На этом фоне все отчетливее проявлялись две тенденции. С одной стороны, шло разрушение семьи как главного института воспитания, выращивающего "сынов Отечества". Большинство педагогов-теоретиков (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий) принимали кризисное положение семьи как состоявшийся факт и считали, что чем раньше семейное воспитание будет замещено общественным, тем лучше.

Другие педагогические деятели (П.П. Каптеров, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой) отстаивали убеждение, что нормальная семья является ничем не заменимым органом социального воспитания. По их мнению, идеал семьи всегда выступает и как главный оплот государства.

Наконец были педагоги (К.Н. Вентуель, П. Наторп, А.С. Макаренко), которые считали, что только тесное и хорошо организованное профессионалами сотрудничество семьи, школы, внешкольных детских организаций приведет к правильному социальному воспитанию.

В нашей стране вопросы социального воспитания волновали педагогическую общественность и ученых-педагогов и после Октябрьской революции 1917 года.

С первых лет Советской власти молодое пролетарское государство отчетливо осознавало задачи социального воспитания детей. Российские педагоги уже в начале ХХ века считали необходимым развивать у детей навыки социальной жизни, социальную активность, опыт самоуправления, сознание долга перед людьми и своей Родиной.

Православный философ и педагог В.В. Зеньковский в 1918 году в статье "Социальное воспитание, его задачи и пути" писал: "Образование должно не только организовать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе, оно должно также подготовлять к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь". Поэтому, по мысли В.В. Зеньковского, школа обязана быть этим "органом социального воспитания".

Педагоги ранней поры Советской власти понимали, что первым шагом в данном направлении должны стать такие формы школьной работы, которые учитывали бы естественные стремления детей и подростков к общению.

В1918 году в крупных городах, где еще сохранился опыт детских кружков и обществ, стали официально открывать клубы для детей, площадки для игр, летние трудовые колонии. В Петрограде с 1918 года преобладающей формой образования рабочих подростков стали школы-клубы. Работали они без определенных инструкций и программ, весь успех обеспечивался инициативой и творчеством педагогов и самих учащихся (хоровая деятельность, драматическая, музыкальная, художественная; резьба по дереву, столярная, вышивка, шитье; городки, борьба).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Описание методик экспериментального исследования
Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я., Семаго М.М., структурированная нами в 2 блока: Описание методики: Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела. ...

Средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников мож­но объединить в несколько групп. Художественная литература, изобрази­тельное искусство, музыка, кино, диа­фильмы и другие средства можно объе­динить в группу художеств ...

Соотношение понятий: метод, прием, средство, форма
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социа ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru