Феномен русского рока

Страница 3

Пусть эти социологические опыты были наивными, а вся социология сводилась к простому опросному листу, однако социологи-любители впервые обратили внимание на особенности функционирования не только популярной и массовой музыки, но и рока. Это было важно в первую очередь потому, что для академической науки рок-музыка в то время вообще не существовала ни как направление легкой музыки, ни как социальный феномен.

На рубеже 70-80-х развернулись массовые социологические опросы, одной из задач которых было получение информации о масштабах и перспективах увлечения молодежи рок-музыкой. Они проводились официальными организациями, имевшими свою материальную базу: научно-методическими центрами и Домами народного творчества (при министерствах и управлениях культуры), а также центральными комсомольскими органами. Конечная цель, которую они преследовали, - создание механизма, контролирующего формирование вкусов молодежи. Социальное значение молодежной культуры в целом и рок-музыки в частности сводилось до значения локального социокультурного феномена, ограниченного пределами феномена молодежи как "мировоззренчески незрелой части населения".

Символом ленинградского рока стало сразу несколько групп, друг на друга принципиально не похожих. Группа "Аквариум" (лидер - Б. Гребенщиков) всегда выделялась своей подчеркнутой "эзотеричностью", интеллектуальностью, и из всех русских рок-групп стоит ближе всего к прогрессив-року (использование необычных инструментов, в том числе народных; тексты, построенные на сложной игре цитат и аллюзий из произведений мировой литературы и различных философских течений, в том числе восточных, с использованием фраз на кельтских языках с целью создания "зауми"; специфический вокальный стиль и т.д.). Большое внимание тексту уделял и Майк (Михаил) Науменко (ныне покойный лидер распавшейся с его смертью группы "Зоопарк"): так, его песня "В уездном городе Эн" отличается рекордно длинным текстом, также выстроенным на массе аллюзий и цитат из русской классической литературы, масс-культуры, анекдотов и т.д. Группа "Кино" (тоже ныне не существующая, лидер - трагически погибший в 1990 г. Виктор Цой) в этом отношении является прямо противоположной двум вышеупомянутым группам по стилю и отношению к текстам и музыке. Песни Цоя во многом близки авторской песне: простой гитарный аккомпанемент, узкодиапазонная мелодия, несложные аранжировки со стандартным для рока набором инструментов, текст подчеркнуто "неинтеллектуальный", строящийся на своеобразном наборе слов-сигналов типа война, звезда, небо и т.д., сдержанные и суровые интонации, в сочетании с низкой вокальной тесситурой создающие центральный для творчества Цоя образ "лирического героя", - одинокого воина-странника, пытающегося постигнуть смысл жизни и тайну смерти - во многом созвучного подростковому мироощущению.

Считается, что одним из первых представителей того, что можно назвать рок-музыкой в России, был Андрей Макаревич ("Машина времени"), ныне не слишком жалуемый рок-аудиторией за заигрывание с официозом и шоу-бизнесом, но тем не менее немало сделавший для рок-движения (хотя бы для выхода его из подполья). Самой "харизматичной" группой по праву считается "Алиса", лидер которой Константин Кинчев неоднократно подчеркивает в своих интервью, что ему важнее всего та энергия, которую получают слушатели во время концертов его группы ("они приходят сюда за огнем и ветром", как сказал он сам), хотя немаловажным для него являются и заложенные в его композициях философские и социальные идеи (сейчас Кинчев сознательно ориентируется на "традиционно русские" духовные ценности и православие). Нестандартной и яркой, хотя и спорной фигурой является Гарик Сукачев, работающий на грани панка и "блатного" фольклора. Пограничным явлением можно назвать и группу "Браво", балансировавшую между ретро-стилизациями, авангардом и эстрадой (в настоящее время она, с уходом из нее Жанны Агузаровой, которая своей нестандартной внешностью, своеобразной философией и уникальной исполнительской манерой и делала эту группу неповторимой, окончательно склонилась к чему-то, близкому к поп-музыке). Близкой к панку по своему принципиальному антиэстетизму и социальной ангажированности являлась и распавшаяся ныне группа П. Мамонова "Звуки Му".

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это ...

Развитие словообразования в онтогенезе
В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX-XX столетия. Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтоген ...

Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представ ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru