Анализ педагогических идей А.С.Макаренко в контексте педагогической технологии

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Анализ педагогических идей А.С.Макаренко в контексте педагогической технологии

Страница 1

Проблема технологизации учебно-воспитательного процесса продолжительное время поддавалась критическим суждениям. Она и ныне является противоречивой. Это поясняется тем, что нередко ассоциируются понятия технология и техника. А педагогический процесс, который в значительной мере основывается на педагогическом мастерстве, тяжело воспринимать в ассоциации с техникой.

Кто же все-таки является первым основателем понятия "педагогическая технология"?

Если считать, что первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, над которым надстраивались следующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение, то претендентами на основопологание являются американские ученые, которые увенчали свое изобретение в 50-е гг. Но если обратиться к концепции новой школы французского педагога С. Френе и представителей международного педагогического течения, которые пропагандировали идеи нового воспитания (возглавлял плеяду педагогов С.Френе), которая получила наибольшее распространение на Западе именно в 20-е гг., то обнаруживается, что в последние годы своей жизни Френе уделял большое внимание программированному обучению. Он называл себя первооткрывателем в учебном программировании и считал, что его учебные карточки, которые легли в основу, на много лет опередили соответствующие американские эксперименты. "Достаточно было вложить учебные карточки в любую машину, - писал Френе, - чтобы получить программированное обучение задолго до рождения этого срока". На http://www.remontut.ru ремонт стиральной машины.

В этом случае понятие "педагогическая технология" основывается на технической основе – программирования с помощью машин – компьютера. Если же обратиться к современным подходам определения педагогической технологии – программирование целей учебно-воспитательного процесса в определенной иерархической последовательности с ориентиром на результативность, то понятие "программирование целей" принадлежит представителю этого же периода, борцу за новую школу (20-30-е гг.), педагогу-классику А.С. Макаренко. Если мы раньше вели речь о том, что Макаренко первым в Украине ввел термин "педагогическая технология", то ныне уместно сказать, что он первым вышел в мировой педагогике на уровень педагогической технологии организации воспитательного процесса. Его система поддается моделированию, конструированию, прогнозированию, организации взаимоотношений, как по горизонтали, так и на разных параллелях воспитания, предусмотрению нестандартных моделей систем и их подструктур с учетом конечного прогнозирующего результата и определенных результативных срезов.

А.С. Макаренко критически относился к традиционной педагогике, в которой всегда на первом плане были вопросы дидактики, а воспитательные проблемы отодвигались на второй план. Педагог считал это принципиальной ошибкой, поскольку воспитание является широким явлением, которое включает в себя и обучение. Наверное, педагог в свое время был проникнут мудрыми педагогическими идеями К.Д.Ушинского.

Под педагогикой Ушинский понимал теорию воспитания, поэтому основной педагогической категорией он считал воспитание. Моделируя курс педагогики, он всегда ставил на первое место теорию воспитания. Взгляды А.С. Макаренко полностью перекликаются с взглядами К.Д. Ушинского.

Особый акцент А.С. Макаренко делает на социальный характер воспитания, считая, что " воспитанию подлежит не только ребенок, не только школьник, а каждый гражданин на каждом этапе. Подлежит воспитанию или в специально организованных формах, или в формах широкого общественного влияния. Каждое наше дело, каждая компания, каждый процесс в нашей стране всегда сопровождается не только специальными задачами, а и задачами воспитания" . Рассуждения педагога будто продолжают идею К.Д. Ушинского о необходимости создания антропологических (педагогических) факультетов с целью педагогизации всего общества.

Технология воспитания – ведущая проблема педагогического наследия А.С.Макаренко. Обосновывать сущность этого понятия неоднократно приходилось педагогу, так как она была противоречивой и в его время. Об этом свидетельствует одна из записок, на которую довольно часто отвечал Макаренко: "В последней части своей книги вы сравниваете процесс воспитания детей с технологическим процессом. Не перегнули ли вы в своих суждениях? Никак нельзя согласиться с вашим сравнением обработки металла и живого человека. Не механический ли это подход?"

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Диагностика семантического компонента дошкольников
Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них ...

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебр ...

Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru