Ход и результаты констатирующего эксперимента

Страница 1

При диагностике умения решать задачи на основе моделирования мы опирались на принципы выделения уровней сформированности этих умений:

I. Умение решать задачи, включающее в себя:

• умение выделять структурные компоненты задачи;

• умение подбирать способы решения задач;

• умение классифицировать задачи по способу решения;

• умение преобразовывать и составлять задачи.

П.Умение пользоваться моделями, включающее в себя:

• умение воспроизводить содержание в знаково-символической форме;

• умение переходить от одних средств изображения к дрзпгим;

• умение строить модели разных типов.

Используя моделирование как способ, а модель как эффективное средство анализа и решения задач, следует отметить характеристики уровней и овладения данными умениями в начальной школе. Принципы выделения уровней связаны:

- с объектом усвоения - структурой задачи;

- деятельностью по преобразованию и построению;

- содержанием учебного действия моделирования;

- требованиями разрабатываемого математического стандарта: I уровень — минимальный, низкий; II уровень — необходимый, средний; III возможный, высокий.

Эксперимент проводился на базе МОУ "Элистинская многопрофильная гимназия". В исследовании принимали участие 2 экспериментальных и 2 контрольных класса, общее количество учащихся составило 80 человек, в каждой из групп - по 20 человек. Во время проведения эксперимента изменялся количественный состав учащихся, в зависимости от цели и вида работы. В качестве экспериментальных и контрольных групп были выбраны классы, в которых обучение проводилось по программе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и программе Л.Г.Петерсон.

Основания для выбора были следующими:

-принцип моделирования - базисный принцип построения программ;

В содержании программы Л.Г.Петерсон отражаются основные идеи математического моделирования; в концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова моделирование включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано у ученика уже к концу начальной школы.

При обучении решению задач используются знаково-символические средства, однако, методические подходы к их использованию значительно отличаются друг от друга: в учебниках Л.Г.Петерсон модель применяется в основном в качестве иллюстративного средства, у учащихся не формируются обобщённые умения решения задач на основе модельного подхода, хотя учащиеся получают определенную начальную базу в этой области, связанную с отдельными модельными операциями (замещение объекта, выбор модели, работа с моделью по образцу и т. д.).

Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении использования моделирования при решении задач, в установлении исходного уровня оперирования системами знаково-символических средств.

В ходе исследования были проведены две серии констатирующего эксперимента. Целью первой серии исследования являлось выявление у младших школьников уровня овладения умением решать задачи с использованием модельных средств: умение выделять структурные компоненты; умение подбирать способы решения; умение классифицировать задачи по способу решения; умение преобразовывать и составлять задачи.

Итоги этого эксперимента отражены в результатах контрольной работы №1 и №2. Целью второй серии исследования являлось выявление у младших школьников уровня умения пользоваться моделями: умение воспроизводить

содержание в знаково-символической форме; умение переходить от одних средств изображения к другим; умение строить модели разных типов. Для диагностики символической функции проводилась методика "Пиктограмма" и выполнялось задание под условным названием "Таблица".

В ходе исследования были выделены уровни овладения моделированием и умением решать задачи: низкий - I уровень, средний – II уровень, высокий - III уровень.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Разработка плана занятия на основе технологического подхода
План проведения занятия по дисциплине «Ревизия и аудит» Тема: Основные приемы и этапы проведения проверки предприятия Группа: Бк-32 Дата: « » 20 г. Тип занятия: комбинированный Вид занятия: лекция Цель: обучающая – ознакомление учащихся с приемами документального и фактического контроля, при ...

Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко
Механизм – понятие греческого происхождения, которое означает "орудие, устройство". Если в реальных процессах, связанных с производственной деятельностью под механизмами мы понимаем разные устройства или детали, с помощью которых осуществляется определенное движение, то в нашем понимании ...

Виды, факторы, классификация школьной недисциплинированности
По мнению отечественных педагогов, недисциплинированность – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс недисциплинированности, тем меньше уровень реальной дисциплинированности. Процесс взаимодействия ин ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru