А.С. Макаренко положил в основу своей педагогики требования и ожидания, свой идеал воспитанника, но при этом его система не была такой, что надрывает душу и тело тех, кто носил звания колониста или коммунара. Более того, он ставил во главе, как высочайшую меру, не только требование, но и уважение к человеку. А.С. Макаренко возвеличил личность и коллектив.
Практическое программирование целей в современной педагогике, равноценно как и научный уровень изучения проблемы целей воспитания, А.С.Макаренко оценивал низко. В этой критике просматривается конструктивная позиция самого А.С. Макаренко относительно того, что на формирование социального характера может быть направлена школа. Он считал, что "надо иметь перво-наперво мужество, чтобы открыто признать: мы не знаем, кого мы воспитываем".
Формулируя цели воспитания, А.С.Макаренко ориентировался на гуманистический образ человека в мировой культуре. В этом плане на Антона Семеновича оказал большое влияние М.Горький. Сам А.С.Макаренко пишет об этом так: "Я не мог найти никаких "научных выходов". Я вынужден был непосредственно обратиться к своему общему воображению о человеке, а для меня это означало обратиться к Горькому".
Горьковский человек всегда в обществе. Его герои неохотно страдают и для нас, педагогов, это чрезвычайно важно. В этом случае ведущим является горьковский оптимизм. Ведь он оптимист не только в том понимании, который видит впереди счастливое человечество, но еще и потому, что каждый человек у него хороший. Хороший не в моральном и не в социальном понимании, а в понимании красоты и силы.
Видеть хорошее в человеке всегда тяжело. Хорошее видеть почти не возможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это должен делать. Он должен подходить к человеку с оптимистичной гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, интересное, и ему надо учиться у Горького .
А.С.Макаренко дал образец личностных качеств. С одной стороны несомненный массовый героизм и несомненная жертвенность. С другой – нетерпимость, подозрительность к людям, беспощадность в требованиях.
Теория и практика А.С.Макаренко учат нас конкретно – историческому подходу к постановке целей воспитания. Речь идет не просто, и не вообще о целях воспитаниях, а про цели, которые отображают специфику того или другого этапа развития общества.
Прочие статьи:
Общедидактические принципы обучения иностранному языку
В педагогике, в методике в термин "принцип" вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличи ...
Достоинства и недостатки тестов
Тесты, как и другие методы педагогического контроля, имеют свои достоинства и недостатки. Приведем некоторые из них, которые выделяют А.В. Конышева и Е.А. Маслыко: "Преимущества тестов заключаются в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний. Также преимуществом групповы ...
Формирование математических способностей детей дошкольного возраста.
Логическое мышление
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебника ...