Педагогическая технология А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко

Необходимость переосмысления цели и задач современного образовательного пространства определен Национальной доктриной развития образования Украины, в которой стратегическим направлением является дальнейшая демократизация, подъем авторитета личности, его культуры, толерантности. С целью реализации этого общество должно создать соответствующие условия молодому человеку для овладения умениями и привычками в период его становления, которые бы разрешили продуктивно жить и создавать в новых условиях мировой интеграции. Это требует развития учебно-воспитательных технологий с учетом приобретенного человечеством прогрессивного опыта. В этом контексте – педагогическая система А.С.Макаренко, педагога-классика, изучение и внедрение которой в рамках одного государства, одного народа почти невозможно. Его деятельность интегрировалась с прогрессивным педагогическим мысленным взором зарубежья, которое, в свою очередь, сыграло и до сих пор играет важную роль в изучении, сохранении и пропаганде его научно-методического наследия и практического опыта. А.С.Макаренко принадлежит к ряду известнейших педагогов таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци Ф. Фребель.

Продолжительные исследования в области макаренковедения на разных этапах его развития связаны преимущественно с организационно-методической подструктурой его системы. Мировые и отечественные макаренковеды акцентировали преимущественно внимание на таких аспектах педагогического опыта А.С.Макаренко: роль коллектива в развитии личности; принципы параллельного действия, единства воспитания и жизни; организационная структура коллектива как условие обретения опыта социальных отношений; условия эффективности трудового воспитания; роль хозяйственных отношений в коллективе с целью становления личности и др. Подавляющее большинство проблем сосредоточивалось вокруг коллектива как центрального звена организационно-методической подсистемы опыта А.С.Макаренко. Ныне этот компонент почти исчез из научного оборота, поскольку коллективные организационные формы не являются общепринятыми в новых общественно-экономических условиях. Соответственно сомнению поддаются и педагогические проблемы, связанные с идеей первичного коллектива, параллельного действия, перспективных линий, педагогической операцией и т.п. Глубоко вникнуть в целесообразность реализации этих идей помогают системные исследования. Формирование и развитие теории осуществляются в сфере науки, а овладение ею – в процессе его изучения.

Польский ученый А.Левин, призывает макаренковедов мира задуматься над тем, какое место может занять наследство А.С.Макаренко в новых условиях. Он акцентировал внимание на том, что его педагогический опыт и теоретические взгляды содержат много ценного. Педагогический опыт в системе развития и становление мировой педагогической мысли, общепедагогической подготовки будущего учителя, предлагают украинские ученые А.М. Бойко, Н.М. Демьяненко.

Актуальным в нынешних условиях является и процесс организации разносторонней деятельности коллектива общеобразовательного учреждения – организационно-методический уровень опыта А.С.Макаренко. Как показал теоретический анализ этой проблемы, А.С.Макаренко не только первым ввел термин "технология" в учебно-воспитательном процессе, но, опираясь на современные исследования отечественных и зарубежных ученых, можно сказать, что и в мировой педагогике он первым начал разработку педагогической технологии организации воспитательного процесса. Его система поддается моделированию, конструированию, прогнозированию, предусмотрению нестандартных моделей систем и подструктур с учетом конечного прогнозируемого результата и соответствующих результативных срезов. Программирование учебно-воспитательных целей положили в основу педагогических технологий много современных ее приверженцев, в частности американские ученые Б.Блум , Д.Кратвол и отечественные В.П.Беспалько, Н.В. Бондаренко, И.П. Подласый. Чрезвычайно актуальной проблемой воспитательной системы А.С.Макаренко является вопрос о целях воспитания, единстве средств и целей в учебно-воспитательном процессе, на которые основываются современные толкования педагогической технологии. Эти и ряд других нерешенных проблем обусловили выбор темы бакалаврской работы.

Объект исследования: теоретические идеи, взгляды А.С.Макаренко и практический опыт как составные его педагогической системы.

Предмет исследования: технология А.С.Макаренко и процесс интегрирования его педагогической системы в контексте современной педагогики.

Цель исследования: обобщить ведущие тенденции педагогического опыта А.С.Макаренко как педагогическую технологию и установить возможные варианты ее интегрирования в контексте современной педагогики.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность педагогической технологии, эволюцию развития этого понятия;

Установить системообразующие связи педагогического наследия А.С.Макаренко с современными подходами педагогического системообразования;

Проанализировать модель процесса воспитания личности с учетом педагогических идей А.С. Макаренко;

Рассмотреть возможность использования педагогической системы и техники А.С. Макаренко в процессе подготовки современного учителя.

С целью решения поставленных задач, достижения возможных результатов на разных этапах работы использовались теоретические и эмпирические методы анализа данного исследования.

Методы теоретического исследования: анализ, синтез, метод системного анализа, обобщение – обеспечили реализацию познавательных действий, возможность обобщить явления, которые входят в круг познания предмета исследование, и построить соответственно познавательный процесс. Они дали возможность осуществить сравнительный анализ педагогической технологии А.С.Макаренко с современными подходами к ее толкованию и реализации, провести определенные аналогии и на этой основе предложить модели интегрирования педагогической технологии А.С.Макаренко в контекст современной педагогической науки и практики. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическое и практическое значение полученных результатов состоит в осмыслении и переосмыслении теоретических идей А.С.Макаренко, его практического опыта, возможных путей их интегрирования в контексте современной педагогической науки.


Прочие статьи:

Изучение влияния тестов на формирование грамматических навыков учащихся 6 класса
Педагогическую преддипломную практику мы проходили в школе №255 Адмиралтейского района у учителя Зеленковой Ольги Алексеевны. Мы работали с учащимися 6, 1, 3 классами. Цель нашей дипломной работы - изучить эффективность тестов как средства контроля на уроках английского языка в 6 классе. Для дос ...

Определение понятия творческой личности
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Что такое творческая личность? Прежде всего, ...

Самоанализ воспитательного мероприятия « Компьютерная и Интернет- зависимости»
Я и моя напарница Сенилова Екатерина проводили воспитательное мероприятие у учащихся 1-4 классов. Перед нами была поставлена цель ознакомить детей с достоинствами и недостатками компьютера, с правилами безопасного грамотного пользования компьютером и Интернетом. Ввиду того младший школьный возрас ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru