Педагогическая технология А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко

Необходимость переосмысления цели и задач современного образовательного пространства определен Национальной доктриной развития образования Украины, в которой стратегическим направлением является дальнейшая демократизация, подъем авторитета личности, его культуры, толерантности. С целью реализации этого общество должно создать соответствующие условия молодому человеку для овладения умениями и привычками в период его становления, которые бы разрешили продуктивно жить и создавать в новых условиях мировой интеграции. Это требует развития учебно-воспитательных технологий с учетом приобретенного человечеством прогрессивного опыта. В этом контексте – педагогическая система А.С.Макаренко, педагога-классика, изучение и внедрение которой в рамках одного государства, одного народа почти невозможно. Его деятельность интегрировалась с прогрессивным педагогическим мысленным взором зарубежья, которое, в свою очередь, сыграло и до сих пор играет важную роль в изучении, сохранении и пропаганде его научно-методического наследия и практического опыта. А.С.Макаренко принадлежит к ряду известнейших педагогов таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци Ф. Фребель.

Продолжительные исследования в области макаренковедения на разных этапах его развития связаны преимущественно с организационно-методической подструктурой его системы. Мировые и отечественные макаренковеды акцентировали преимущественно внимание на таких аспектах педагогического опыта А.С.Макаренко: роль коллектива в развитии личности; принципы параллельного действия, единства воспитания и жизни; организационная структура коллектива как условие обретения опыта социальных отношений; условия эффективности трудового воспитания; роль хозяйственных отношений в коллективе с целью становления личности и др. Подавляющее большинство проблем сосредоточивалось вокруг коллектива как центрального звена организационно-методической подсистемы опыта А.С.Макаренко. Ныне этот компонент почти исчез из научного оборота, поскольку коллективные организационные формы не являются общепринятыми в новых общественно-экономических условиях. Соответственно сомнению поддаются и педагогические проблемы, связанные с идеей первичного коллектива, параллельного действия, перспективных линий, педагогической операцией и т.п. Глубоко вникнуть в целесообразность реализации этих идей помогают системные исследования. Формирование и развитие теории осуществляются в сфере науки, а овладение ею – в процессе его изучения.

Польский ученый А.Левин, призывает макаренковедов мира задуматься над тем, какое место может занять наследство А.С.Макаренко в новых условиях. Он акцентировал внимание на том, что его педагогический опыт и теоретические взгляды содержат много ценного. Педагогический опыт в системе развития и становление мировой педагогической мысли, общепедагогической подготовки будущего учителя, предлагают украинские ученые А.М. Бойко, Н.М. Демьяненко.

Актуальным в нынешних условиях является и процесс организации разносторонней деятельности коллектива общеобразовательного учреждения – организационно-методический уровень опыта А.С.Макаренко. Как показал теоретический анализ этой проблемы, А.С.Макаренко не только первым ввел термин "технология" в учебно-воспитательном процессе, но, опираясь на современные исследования отечественных и зарубежных ученых, можно сказать, что и в мировой педагогике он первым начал разработку педагогической технологии организации воспитательного процесса. Его система поддается моделированию, конструированию, прогнозированию, предусмотрению нестандартных моделей систем и подструктур с учетом конечного прогнозируемого результата и соответствующих результативных срезов. Программирование учебно-воспитательных целей положили в основу педагогических технологий много современных ее приверженцев, в частности американские ученые Б.Блум , Д.Кратвол и отечественные В.П.Беспалько, Н.В. Бондаренко, И.П. Подласый. Чрезвычайно актуальной проблемой воспитательной системы А.С.Макаренко является вопрос о целях воспитания, единстве средств и целей в учебно-воспитательном процессе, на которые основываются современные толкования педагогической технологии. Эти и ряд других нерешенных проблем обусловили выбор темы бакалаврской работы.

Объект исследования: теоретические идеи, взгляды А.С.Макаренко и практический опыт как составные его педагогической системы.

Предмет исследования: технология А.С.Макаренко и процесс интегрирования его педагогической системы в контексте современной педагогики.

Цель исследования: обобщить ведущие тенденции педагогического опыта А.С.Макаренко как педагогическую технологию и установить возможные варианты ее интегрирования в контексте современной педагогики.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность педагогической технологии, эволюцию развития этого понятия;

Установить системообразующие связи педагогического наследия А.С.Макаренко с современными подходами педагогического системообразования;

Проанализировать модель процесса воспитания личности с учетом педагогических идей А.С. Макаренко;

Рассмотреть возможность использования педагогической системы и техники А.С. Макаренко в процессе подготовки современного учителя.

С целью решения поставленных задач, достижения возможных результатов на разных этапах работы использовались теоретические и эмпирические методы анализа данного исследования.

Методы теоретического исследования: анализ, синтез, метод системного анализа, обобщение – обеспечили реализацию познавательных действий, возможность обобщить явления, которые входят в круг познания предмета исследование, и построить соответственно познавательный процесс. Они дали возможность осуществить сравнительный анализ педагогической технологии А.С.Макаренко с современными подходами к ее толкованию и реализации, провести определенные аналогии и на этой основе предложить модели интегрирования педагогической технологии А.С.Макаренко в контекст современной педагогической науки и практики. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическое и практическое значение полученных результатов состоит в осмыслении и переосмыслении теоретических идей А.С.Макаренко, его практического опыта, возможных путей их интегрирования в контексте современной педагогической науки.


Прочие статьи:

Мышление как психический процесс
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает то ...

Разработка краткого конспекта предметных знаний по теме программы
По теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» разрабатывается краткий конспект предметных знаний. Краткий конспект по теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» Вопросы темы: Приемы и способы документального контроля. Приемы фактического контроля. 1 Приемы и способы документ ...

Типы педагогических задач и их характеристика
Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные. С ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru