Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

Новая педагогика » Развитие творческого мышления младших школьников на уроках иностранного языка » Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

Страница 1

В исследованиях, посвященных изучению возрастной динамики творческого мышления, отмечается замедление, а в некоторых случаях и снижение у младших школьников развития творческого мышления в целом и отдельных его свойств. В качестве конкретных причин, отрицательно влияющих на развитие творческого мышления у младших школьников, называются следующие причины: во-первых, в процессе обучения преимущественно используются задания «закрытого типа», то есть имеющие единственно правильное решение, которое формирует конвергентное мышление; во-вторых, в условиях школьного обучения развивается в основном вербальная сторона интеллектуального развития, а невербальная - в значительно меньшей степени; в-третьих, в учебном процессе начальной школы преобладают репродуктивные учебные действия; недостаточное количество продуктивных заданий на уроках сдерживает развитие творческого мышления младших школьников.

Проанализировав УМК, мы выяснили, что в учебнике представлено недостаточное количество заданий на развитие творческого мышления. На наш взгляд необходимо использовать большее количество различных приёмов для развития творческого мышления, но обязательно учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников. На начальном этапе обучения иностранному языку учащиеся овладевают основами всех видов речевой деятельности: аудированием, говорением (монологической, диалогической речью), чтением и письмом как средством фиксации устной речи. Одной из особенностей обучения иностранному языку на начальном этапе является многократное повторение и фонетическая отработка грамматических структур, лексики по данной теме и т.д. Зачастую такое повторение не только однообразно и скучно для детей, но и создает значительный шумовой фон на уроке, который утомляет и является причиной снижения работоспособности. При этом монотонность повторений, утомляет больше, чем звуковые волны. В результате однообразие деятельности ведет к снижению интереса и активности на уроке. Избавиться от данных проблем помогают игровые приемы.

Прием – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия.

Игровые приемы – приемы, имеющие обучающий и развивающий характер, расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психологическому развитию (Н.Д.Гальскова).

Игровые приемы предназначаются, например, для формирования грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, прекоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

Основной задачей игровых упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирования у них различных навыков.

Игровым приемам присущи четыре главные черты:

1.свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

2.творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

3.наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;

4.присутствие обучающего характера.

Существует несколько групп игр, каждая из них служит определенной цели, имеет собственную специфику. Некоторые группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка.

1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

2 группа – творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Применяются на уроках иностранного языка. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Первые считают низшим, а вторые – высшим уровнем этого вида учебной деятельности. В ролевой игре о каждой роли дается четкая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции дается задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передается не ролевое, а собственное отношение к проблеме. Этот вид игровой деятельности особенно эффективен на продвинутой стадии обучения иностранному языку, так как предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации.

3 группа – интеллектуальные игры. Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач. Могут применяться на уроках иностранного языка.

4 группа – технические, конструкторские игры.

5 группа – дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым – игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках».

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Обоснование основных требованийк организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций
развивающий дошкольный образовательный психолог Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержа ...

Результативность опыта
Принимая во внимание изложенные выше принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, примерный региональный стандарт дошкольного образования, а также учитывая компоненты гендерной социализации детей дошкольного возраста, мы попытались разработать карту анализа предметно ‑ ...

Характерные черты “нового поколения” учебников истории
Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического; Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”; Замена понятийной системы учебника образной; Информационная избыточность текста учебника ; Многоуровневая система образов; Новые выразительные спо ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru