Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Новая педагогика » Проявления недисциплинированности у младших школьников » Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Страница 2

Нередко конфликтные ситуации у учителя возникают с упрямыми, непослушными, капризными и ленивыми детьми (В.Г. Степанов). Разрешая возникшие ситуации, учитель сочетает требовательность с доброжелательностью и тактичностью. Далеко не всегда оправдана приказная форма общения с такими учащимися. Несравненно большая эффективность достигается советом и просьбой. Следует учитывать, что упрямство младшего школьника может выражать также стремление к самостоятельности. Понимание самими школьниками упрямства как проявления силы воли стимулирует желание ребенка противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми. Профилактика и преодоление упрямства у школьников: продуктивные направления работы учителя начальной школы — учет потребностей и интересов ребенка, разумная требовательность, включение во внутриколлективные отношения, нормализация взаимоотношений в семье.

С ленивыми детьми учителю приходится вступать в конфликтные отношения тогда, когда им предъявляются требования приложить значительные усилия, необходимые для выполнения какого-либо задания. У ленивого ребенка отсутствует потребность в более или менее систематическом труде. Напряженность в отношениях с детьми снимается, если учитель добивается того, чтобы ребенок сопереживал чувство удовлетворения от приложения собственных сил.

Значительная часть поведенческих отклонений младших школьников связана с социально-психологическими фактами. Своеобразие школьной ситуации не всеми детьми воспринимается однозначно. Отдельные дети посещают занятия через силу. Другие сталкиваются с насмешливым, недружелюбным отношением одноклассников. Положение осложняется тем, что дети с отклоняющимся поведением — неуспевающие. Эта группа учеников неоднородна — здесь и ленивые, и невнимательные, и застенчивые и т. д. Роль двоечника вызывает у них протест, который может вылиться в терроризирование отличников. Вместе с тем необходимо помнить, что добродушный и справедливый, но ленивый, двоечник может пользоваться большим уважением одноклассников, чем иной отличник.

Дети с отклоняющимся поведением нередко бродяжничают, убегают из дома. Причиной тому является длительная неблагоприятная обстановка в семье, вызывающая в ребенке "бунтарские" настроения. Такие дети сильно озлоблены, и, если не преодолеть психотравмирующую ситуацию в семье, они становятся на путь правонарушений.

Характерной чертой младших школьников с отклоняющимся поведением (особенно слабоуспевающих) является компенсаторное поведение, которое связано со стремлением утвердиться в обход предъявленным требованиям. Нередко педагогов радует готовность не очень сообразительных и плохо воспитанных детей помогать в общественно-хозяйственной работе. Их уступчивость, подвижность, готовность оказать услугу расценивается как признак отзывчивой натуры. Не заметив, что такая активность только маскирует проблемы самоутверждения личности, некомпетентный педагог вскоре обнаруживает, что "характер ребенка начинает портиться". Это происходит, когда наступает второй вариант компенсаторного поведения: ребенок становится дерзок, груб, а иногда жесток и мстителен (Б. Н. Алмазов). Дорого обходятся младшим школьникам и типичные ошибки учителей: потеря контакта между учащимися и педагогом, несправедливое отношение к ребенку. Это вызывает у детей "школьные неврозы": взвинченность, обидчивость, озлобленность, страх и т.д. "Школьные неврозы" как таковые специфичны только для младшего школьного возраста (В. Н. Петруник, Л. Н. Таран). Негативную реакцию у детей вызывает также отождествление в педагогическом процессе обучения и воспитания. Еще достаточно широко распространены такие "методы воспитания" как "забыл тетрадь — "два" по русскому", "вертишься на уроке -"два" по математике" и т. д. Подобные ошибки учителей обнаруживают себя в процессе воспитания у младших школьников нравственного поведения. Вредно "преодолевать" отклоняющееся поведение у детей младшего школьного возраста с помощью постоянных наказаний, откровенного порицания, осмеяния. Такая "методика" также приводит к обратным результатам: ребенок психологически изолируется, может прибегнуть к оппозиционной форме реагирования. Трудновоспитуемые дети болезненно воспринимают и то, что их называют хулиганами. В то же время они быстро сменяют озлобленность на привязанность ко взрослым, отзывчивы на доброту и похвалу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Система логопедической работы по коррекции нарушения письма
Нами разработана модель поэтапной коррекции нарушения письма у детей с ЗПР на основании анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента. Подробнее остановлюсь на развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух – тонкий, систематизированный ...

Сущность понятия "тест"
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведем некоторые из них: М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления кол ...

Характерные черты “нового поколения” учебников истории
Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического; Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”; Замена понятийной системы учебника образной; Информационная избыточность текста учебника ; Многоуровневая система образов; Новые выразительн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru