Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Новая педагогика » Проявления недисциплинированности у младших школьников » Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Страница 1

Наиболее характерными отклонениями в поведении младших школьников являются психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, агрессивность, проявляющаяся активно в повышенной драчливости или пассивно в болезненном фантазировании (Г. Е. Сухарева). Наблюдается также либо своеобразная скованность, либо болтливость, вертлявость (А. И. Селецкий, С. А. Тарарухин).

В начальных классах требуют повышенного внимания дети с акцентуацией (крайними вариантами) характера. Это здоровые и нормальные в психическом отношении дети, обладающие своеобразной заостренностью отдельных личностных свойств, проявление которых определяет специфику их поведения (А. Е. Личко, К. Леонгард, В. Г. Степанов и др.). К данной группе относятся педантичные, демонстративные, возбудимые, тревожные и гипертимические дети.

Педантичные дети предельно добросовестны. Поручение учителем большой и срочной работы, не требующей тщательности исполнения и проявления аккуратности, точности со стороны учащихся может привести к конфликту. Поэтому лучше не поручать им таких заданий.

Демонстративные дети часто лживы, склонны к театральности и преувеличенному выражению своих чувств. Многие из демонстративных детей хотят находиться в центре внимания окружающих, жаждут признания и умения. Они обладают прирожденными артистическими способностями и могут вызвать умиление у учителя, а сами часто выступают в роли организаторов конфликтов. Необходимо внимательно присматриваться к этим детям, так как понимание учителем их действий оказывает обычно сдерживающие влияние.

Возбудимые дети характеризуются заниженными возможностями разумного управления своими действиями и поступками. Такие дети чаще других поддаются непроизвольным и импульсивным влечениям. Им недостает сдержанности, они грубы и драчливы. Накапливаемое раздражение выражается в продолжительном взрыве по случайному поводу. Воспитательные усилия учителя в этом случае направляются на снятие эмоциональной взрывчатости, на развитие сознательного контроля ребенка над деятельностью и поведением.

Тревожные дети отличаются пугливостью, избегают дружеских групп, большую часть времени проводя среди девочек и младших детей. Окружающие дети, подмечая их страх, нередко их обижают бьют. Учителю при проявлении повышенной тревожности у ребенка целесообразно не злоупотреблять требовательностью и не быть слишком категоричным, а ориентироваться на воспитание воли, смелости и умения постоять за себя.

Гипертимические дети отличаются приподнятым настроением, повышенной оживленностью и разговорчивостью. Стремление жестко регламентировать поведение такого ребенка вызывает у него сопротивление. В этом случае действенен прием переключения школьника на другую деятельность.

К акцентуированному типу относятся и застревающие дети, которые, как правило, обидчивы, злопамятны, чрезмерно чувствительны к личным обидам. При повышенном проявлении черт застревания эти дети становятся подозрительны и враждебны. Заостренность отмечается при излишней строгости одного учителя и излишней мягкости другого. Причем в подобных случаях у ребенка появляется чувство вражды к строгому педагогу. Смешанные чувства любви и ненависти могут возникнуть к одному и тому же учителю, который ведет себя непоследовательно: то слишком требовательно, то слишком мягко. Устранение непоследовательности учителя к таким детям - оптимальное средство профилактики отклоняющегося поведения.

Наиболее распространенной формой отклоняющегося поведения у младших школьников является недисциплинированность. Недисциплинированные ученики нередко дезорганизуют учебно-воспитательный процесс и доставляют много хлопот учителю. Одной из причин недисциплинированного поведения у младших школьников является избыток энергии и неумение рационально проявлять инициативу. В этих случаях целесообразно сформировать у детей интерес к различным видам деятельности и разумному проявлению активности. На уроках таких учащихся необходимо загружать заданиями, чтобы у них не было возможности отвлекаться на посторонние дела. Поэтому важнейшим профилактическим средством недисциплинированности является воспитание у младших школьников усидчивости.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменени ...

Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса -чик (задание 1.1) показало, что у детей ЭГ обнаруживаются трудности в образовании данной формы существительного с помощью этого суффикса, 4 детей допустили по одной ошибки и им потребовалась помощь, после ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru