Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Новая педагогика » Проявления недисциплинированности у младших школьников » Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Страница 3

Отрицательные проявления личности младшего школьника еще не успевают приобрести прочность и устойчивость. Поэтому работа учителя по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения учащихся может быть достаточно эффективной, если ребенок утвердится в искренней заинтересованности взрослого ему помочь. Авторитет, огромная потребность ребенка в общении со взрослыми обеспечивают положительное восприятие воспитательных воздействий. Младшие школьники доверчиво принимают те требования, которые предъявляются к их поступкам. Вместе с тем перестройка нервной системы, происходящая под влиянием школьной жизни с ее необычайной обстановкой, требует от учителя индивидуального подхода, повышенного внимания и такта, знания возрастных особенностей ребенка. Младшие школьники стараются организовать свое поведение, предпринимают попытку смоделировать ситуацию, необходимую для выполнения определенных функций: социальных, бытовых и пр. В наиболее неблагоприятных случаях трудновоспитуемости среда нередко выполняет функции психологической защиты. "Трудные" дети ищут покровителя из числа взрослых и подростков. Ребенок готов совершить любой поступок, чтобы удержать такое покровительство. Нетрудно предположить, чем может обернуться для него стремление к защите, если "защитник" окажется с преступным прошлым. В то же время это предопределяет высокую результативность учебно-воспитательной работы учителей начальных классов.

Начиная с младшего школьного возраста, одним из ведущих направлений в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения отдельных учащихся является воспитание волевого поведения, в организации которого решающая роль принадлежит нравственной мотивации. Волевое поведение, являющееся управляемым и целенаправленным, в отличие от отклоняющегося, характеризуется достаточно определенным следованием к цели и преодолением препятствий на пути к ней.

Четко построенное, непрерывное изучение учащихся поможет педагогу вовремя заметить возникшие отклонения в действиях своих воспитанников. Длительное наблюдение, скрупулезный анализ поведения учащихся во всех сферах деятельности, оценка психического состояния позволят учителю определить для себя тот круг признаков, появление которых может уже служить тревожным сигналом, среагировать на который надо безошибочно, а главное, распознать суть обстоятельств, чтобы понять, что это: случайный проступок, нервный срыв или начало затяжных конфликтов? Каждый случай требует своего особого подхода.

Выводы учителя будут более точными, если к педагогическому изучению он привлечет самих учащихся, формирование объективной самооценки — первоначальная цель такого изучения.

На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:

А). Сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану. Так, для учащихся 3-го класса можно рекомендовать сочинение «Поступки хорошие и плохие», в котором предусматриваются ответы на вопросы: какие поступки товарищей тебе нравятся и почему? Какие не нравятся? Какие ошибки ты сам совершал? Как осуждал себя за это, что делаешь, чтобы не повторять ошибок? В 4-ом классе в сочинении «Учусь признавать ошибки» учащиеся должны ответить на такие вопросы: отчего люди совершают ошибки? Какие ошибки чаще всего совершают твои товарищи? Какие делаешь ты сам? Как и когда ты испытывал чувство стыда, раскаяния за свое поведение? Что ты решил исправить в себе и как? В 5-ом классе сочинение касается оценки своих друзей — «За что ценят истинных друзей». В нем раскрываются вопросы: какими качествами должен обладать настоящий друг? За что ты ценишь своих друзей? Что ценят в тебе твои друзья? За что ты критикуешь других и за что критикуют тебя?

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Образование как общественное явление и процесс. Стратегия развития
Пед. процесс – это развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанника. В этом процессе соц. опыт переплавляется в качество личности. Главными характ ...

Основные методы и приемы работы с задачей в начальной школе
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимает в этой системе текстовые задачи. Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой сит ...

Общественная направленность воспитания
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержа ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru