Из истории развития вопроса

Страница 1

На заре общественного развития накопленный багаж примитивных знаний, умений и навыков был крайне скуден и познание его происходило в ходе самой работы, направленной в первую очередь на удовлетворение жизненных биологических и незатейливых культурных потребностей. По мере накопления богатства и опыта усложняется и процесс обучения. С появлением наук он стал самостоятельным. Обучать могли только специально подготовленные люди-учителя.

Так было в Древнем Египте, Греции, Китае и Римской империи, у славян и других народов. Так, например, в Древнем Риме и Греции обучение детей осуществлялось в школах. Но особенно престижным в богатых семьях было нанимать учителя, который занимался бы с одним ребенком. Эта форма считалась наиболее оптимальной. Она получила широкое распространение в ряде стран, в том числе и в Древней Руси. Дожила она и до наших дней. Те, кто не мог понять специалиста, отдавали детей в школу.

Обучение в них строилось на основе страха физического наказания за неуспеваемость и плохое поведение. Щелчки, удары, шлепки были обычным явлением. За плохую учебу, за шалости и другие провинности секли розгами.

Вот, например, как описывает учение в таких школах на Руси русский историк М.В. Довнар-Запольский: "Ученики приводились из класса в класс не по знаниям, а по возрасту. Учение велось не с целым классом, а с каждым учеником в отдельности. В одном и том же возрасте, то есть классе, один ученик изучал дивизии (то есть деление), другой - мультипликацию (умножение), а третий еще сидел на складках (то есть сложении), - одним словом. Сколько учеников, столько и классов".

Ясно, что у одного учителя в одном помещении не могло быть много учеников. Он вынужден был вызывать, проверять и спрашивать каждого, давать ему задание. В связи с развитием производства и прогрессом науки уже в середине века в Западной Европе возросла потребность в грамотных людях.

Увеличилось количество школ. Наиболее престижным из них стали в этот период иезуитские, которые положили отпечаток на все будущее образование. Иезуитский орден образовался в первой половине 16 века и существовал около двух с половиной столетий.

Иезуиты хорошо понимали роль обучения и воспитания молодежи в жизни, в сохранении господства над народом. Поэтому они взяли в свои руки учебные заведения во всех католических странах. Учебный процесс в них строился на основе " кнута и пряника".

Кроме этого, следует сказать, что в иезуитских школах учебный год заканчивался проведением экзаменов. Но и в ходе учебы контроль был постоянным. Например, ежемесячно проходили письменные испытания, на основании которых всех учеников делили на две группы. Худших сажали на последние скамейки, лучшие становились помощниками учителя. Они обязаны были ежедневно, до начала занятий, спрашивать пять прикрепленных к ним учеников по заданным урокам, в специальном нататнике ставить им оценки, а потом на уроках докладывать о результатах учителю, который проверял литодан опроса правильность выставленных оценок. Проверять было не сложно, потому что основным способом учения являлось заучивание наизусть. Широкое распространение получило соревнование, заключающееся в том, что у каждого ученика имелся антипод, который радовался провалу своего одноклассника. Он всегда готов был в случае затруднения или даже запинки во время опроса ответить за него или исправить, уточнить, дополнить его ответ. Если удавалось победить своего соперника, то победитель садился на место потерпевшего поражение, ближе к учителю, а тот отправлялся на дальние скамейки.

Взгляды Яна Амоса Каменского в тоже время (16 век) были прогрессивными. Он решительно выступал против физических наказаний, которые вызывают у учащихся страх и отбивают у них охоту к познавательной деятельности. Он предложил обучать всех мальчиков и девочек как из богатых, так и из бедных семей одинаково. Ян Амос Каменский считал необходимым очень строго следить за успеваемостью каждого ученика, но не через физические наказания.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Функции речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные п ...

Слово как основная единица лексикона
В лексикологии слово является основной единицей языка. Было предложено много определений этой единицы. Р.Н. Шмелев отмечает: «Главное заключается в том, что слово – это такая единица, которая представляет собой и фонетическое, и морфологические, и лексико-семантическое целое, а следовательно, мож ...

Обучение диалогической речи
Для учебного процесса диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основе формирования диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками. Е.Н. Со ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru