Организация и проведения формирующего этапа эксперимента

Новая педагогика » Процесс обучения математики младших школьников » Организация и проведения формирующего этапа эксперимента

Страница 1

В процессе нашего исследования мы поставили перед собой задачи:

1) закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения;

2) закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения;

3) продолжить работу по формированию навыков табличного умножения и деления.

В процессе нашей работы мы стремились находить такие приёмы, методы и способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы устранить трудности, создав тем самым необходимые дидактические условия для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления.

В исследования мы сформулировали такие условия:

– более широкое использование наглядного материала,

– использование разработанных нами различных упражнений и заданий,

– выполнение воспроизводимой операции по образцу,

– систематичное использование игровых и занимательных упражнений,

– более широкое использование таблицы Пифагора.

– применение различных приемов для запоминания.

В период формирующего этапа исследования нами проводились занятия, при проведении которых мы учитывали все условия для повышения качества вычислительных навыков.

При формировании навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления мы использовали различные задания.

Игра демонстрируется при изучении любых случаев табличного умножения. Учитель вызывает к доске ученика, который будет выступать в роли учителя. Учитель выступает в роли ученика. «Учитель» показывает пример в столбике, а «ученик» – ответ в «домике», построенном «учителем» на доске. «Ученик» должен умышленно показать один неправильный ответ, чтобы создать ситуацию, когда «учитель» должен исправить «ученика», напомнить ему ответ.

Созданная игровая ситуация в упражнении №14 способствует раннему выявлению ошибок, не даёт им укрепиться в памяти детей. Кроме этого повышается ответственность у «учителей» за качество учёбы, вырабатывается желание помочь товарищу, воспитывается доброжелательное отношение детей друг к другу. Таким образом, все учащиеся проверяют друг друга, то есть выполняется взаимопроверка. Кроме этого, организуется самопроверка полученных знаний.

Нами предлагались разнообразные задания. Они носили продуктивный характер, т. к. учащиеся оказывались каждый раз при их выполнении в новых ситуациях. И с каждым новым упражнением у них повышался интерес, а результаты качества знаний – повышались, т.к. ответы были чаще безошибочны и давались в быстром темпе.

Мы рассмотрели вопросы, связанные с возможностью формирования прочных знаний, умений и навыков табличного умножения и деления. В ходе написания работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, математическая и методическая литература.

Результаты анализа современных программ и учебников по математике для начальной школы позволили констатировать тот факт, что в процессе обучения младших школьников математике можно применять различные подходы при изучении данной темы.

Анализ результатов констатирующего эксперимента и проверочных работ показал, что знание табличных случаев умножения и деления учащимися начальных классов усвоены недостаточно прочно.

Установлено, что табличное умножение и деление учащимися начальной школы будет более эффективным при усвоении учащимися теоретических понятий и общих способов действий, конкретного смысла арифметических действий и приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных и схематических моделей, а также использование различных способов запоминания табличных случаев умножения и деления.

Положительное влияние на осознанное усвоение математического материала оказывает использование средств наглядности, различные приемы и методы обучения (демонстрация, объяснение, упражнение, наблюдение), а также систематическая и целенаправленная работа по использованию подобранного нами комплекса заданий.

Анализ результатов обучающего экспериментального обучения говорит о том, что знания умения и навыки учащиеся экспериментального класса значительно выше, чем в контрольном классе и значительно выше, чем результаты, полученные на констатирующем этапе. Больше половины класса написали работу без ошибок, дети этого класса владеют прочными знаниями табличных случаев умножения и деления. Учащиеся научились анализировать предметно-практические ситуации, выделять количественные характеристики, преодолевать трудности в словесном описании выполняемых действий.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Специфика развития математических способностей
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей челове ...

Мышление как психический процесс
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает то ...

Состав начального детского лексикона
Первый вопрос, возникающий у исследователей начального детского лексикона, пытающихся определить его состав: что считать словом? Е.И. Исенина и М. Петровичева отмечают, что «словесный язык внедряется в протаязык, не отменяя его сразу» [Исенина, Петровичева 1981: 68] (при этом под протаязыком понима ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru