Понятие лексикона и его организация

Страница 2

«По результатам экспериментов на непосредственное и отсроченное свободное воспроизведение слов (после свободного ассоциативного теста – «Ассоциативный тезаурус») были установлены различия в уровнях идентификации слов испытуемыми, что привело к гипотезе многоуровневого строения лексикона при возможности актуализации связей между единицами поверхностного яруса форм слов без обращения к глубинному ярусу значений».

С появлением материалов «Ассоциативного тезауруса английского языка» было выявлено наличие в лексиконе некоторого «ядра».

«Ассоциативный тезаурус» подразделяется на две части. Первая из них включает сведения об исходящих (прямых) и входящих (обратных) ассоциативных связях 8400 слов, т.е. каждое из этих слов сопровождается двумя статьями: сначала перечисляются все накрученные на это слово реакции, а затем дается список всех других слов, которые вызвали данное слово в почестье ассоциата. В обоих случаях приводятся количественные показатели силы прямой или обратной ассоциативной связи и указывается суммарное количество разных слов, фигурировавших в каждой из таких статей.

Во второй части «Ассоциативного тезауруса» содержатся данные о входящих связях слов, не предъявлявшихся в качестве стимулов (т.е. о том, какие слова и с какой частотой вызвали эти слова в качестве ассоциатов).

По результатам подсчетов в «Ассоциативном тезаурусе» было первоначально выделено 75 слов с количеством связей не менее 300, что стало позднее квалифицироваться как центр ядра лексикона.

Впоследствии было выявлено, что около 60% слов имеют лишь по одной входящей связи, и на основе выше сказанного становится очевидным, что обнаружена центральная часть ассоциативной сети со множеством связей, которые постепенно разреживаются по направлению к периферии.

Таким образом, можно сделать выводы, что «специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, принадлежности к некоторой категории, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и широкозначных слов; отраженная в ядре лексикона картина мира согласуется с «наивным реализмом» носителя соответствующего языка, повседневно оперирующего базовыми понятиями, увязываемыми с единицами языка лексикона». При этом под единицами ядра лексикона понимается слово.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Самостоятельные работы по теме «Явление тяготения. Сила тяжести»
Начальный уровень 1. Какая сила заставляет Землю и другие планеты двигаться вокруг Солнца? Выберите правильное утверждение. А. Сила упругости. Б. Сила инерции. В. Сила тяготения. 2. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли? Выберите правильное утверждение. А. Сила атмосфе ...

Характерные черты “нового поколения” учебников истории
Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического; Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”; Замена понятийной системы учебника образной; Информационная избыточность текста учебника ; Многоуровневая система образов; Новые выразительн ...

Особенности развития детей младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого се ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru