Понятие лексикона и его организация

Страница 2

«По результатам экспериментов на непосредственное и отсроченное свободное воспроизведение слов (после свободного ассоциативного теста – «Ассоциативный тезаурус») были установлены различия в уровнях идентификации слов испытуемыми, что привело к гипотезе многоуровневого строения лексикона при возможности актуализации связей между единицами поверхностного яруса форм слов без обращения к глубинному ярусу значений».

С появлением материалов «Ассоциативного тезауруса английского языка» было выявлено наличие в лексиконе некоторого «ядра».

«Ассоциативный тезаурус» подразделяется на две части. Первая из них включает сведения об исходящих (прямых) и входящих (обратных) ассоциативных связях 8400 слов, т.е. каждое из этих слов сопровождается двумя статьями: сначала перечисляются все накрученные на это слово реакции, а затем дается список всех других слов, которые вызвали данное слово в почестье ассоциата. В обоих случаях приводятся количественные показатели силы прямой или обратной ассоциативной связи и указывается суммарное количество разных слов, фигурировавших в каждой из таких статей.

Во второй части «Ассоциативного тезауруса» содержатся данные о входящих связях слов, не предъявлявшихся в качестве стимулов (т.е. о том, какие слова и с какой частотой вызвали эти слова в качестве ассоциатов).

По результатам подсчетов в «Ассоциативном тезаурусе» было первоначально выделено 75 слов с количеством связей не менее 300, что стало позднее квалифицироваться как центр ядра лексикона.

Впоследствии было выявлено, что около 60% слов имеют лишь по одной входящей связи, и на основе выше сказанного становится очевидным, что обнаружена центральная часть ассоциативной сети со множеством связей, которые постепенно разреживаются по направлению к периферии.

Таким образом, можно сделать выводы, что «специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, принадлежности к некоторой категории, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и широкозначных слов; отраженная в ядре лексикона картина мира согласуется с «наивным реализмом» носителя соответствующего языка, повседневно оперирующего базовыми понятиями, увязываемыми с единицами языка лексикона». При этом под единицами ядра лексикона понимается слово.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Анализ учебника под редакцией В.П. Кузовлева для 8 класса с точки зрения использования работы в малых группах как средства развития умений диалогической речи
Одной из основных особенностей анализируемого учебника является наличие заданий направленных на работу в малых группах. Учебник по английскому языку «English» имеет выраженную коммуникативную направленность, нацелен на развитие у учащихся способности понимать английскую речь, звучащую в разнообраз ...

Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и коммуникационных технологий
В первой главе нами были раскрыты теоретические обоснования проблемы. Во второй главе мы предлагаем рассмотреть возможность использования информационных технологий при организации проектной деятельности на уроках естествознания в начальной школе. Главная цель нашей работы заключалась в выявлении ...

Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога
Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей. ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru