Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста

Новая педагогика » Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста

Человек имеет дар речи и языковую способность. Он овладевает речью уже в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма.

Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова, предложения и словосочетания. Однако ребенок овладевает словарным составом языка не сразу. Поэтому в выпускной квалификационной работе мы попытались проследить особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста до 2-х лет. Дневниковые записи за речью дочери Полины Майоровой с 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев послужили основой для выбора именно этой темы.

Первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, которые писали о детях и для детей. В своих произведениях они прибегли к имитации детской речи. Такие писатели, как Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.Н. Толстой «Филиппок», К.Д. Ушинский в рассказах, написанных для «Родного слова» и многие другие. В своих произведениях они дали образцы художественного исследования становления психики ребенка, его мышления, характера, темперамента, становления личности.

Такой подход к исследованию дает только общую картину развития, но не выделяет языковых характеристик. Первые лингвистические описания речи ребенка появились в Германии в 1787 году. В середине прошлого века детская речь изучается на английском языке Ч. Дарвином и М. Хемфри, на итальянском - А. Гобрини, в 1889 году.

В России первые печатные труды по лингвистике детской речи появились в 80-е годы XIX века.

В начале ХХ века речь детей дошкольного возраста изучали представители экспериментальной психологии и педагогики А.Р. Каптерев, В.П.Вахтеров и др.

В.П. Вахтеров первый в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка.

Крупнейший вклад в изучение детской речи сделал известный лингвист А.Н. Гвоздев, в течение многих лет изучавший онтогенез детской речи (своего сына) от 1 года жизни до 9 лет. Важнейшие его труды собраны в издании-книге «Вопросы изучения детской речи».

Психологическое направление изучения детской речи связано с именами Л.С. Выготского, П.Л. Блонского, И.И. Жинкина, Р.А. Созина, А.М. Леушиной.

В 70-80-е годы ХХ века заметный вклад в изучение детской речи внесли психолингвисты А.М. Шахнарович и С.Н. Цейтлин.

А.М. Шахнарович исследовал семантические отношения и неосознанные генерализации языковых средств в речи детей дошкольного возраста. Он пишет: «Компоненты языка усваиваются ребенком постепенно в ходе речевого общения (языковой практики) на основе предметных (орудийных) действий и предметной деятельности» .

Стратегию усвоения ребенком грамматических категорий исследуют Н.И. Лепская и С.Н. Цейтлин.

С.Н. Цейтлин считает, что «овладеть языком - это значит усвоить не только элементы языковых границ, но также правила их употребления».

В своем пособии «Язык и ребенок: Лингвистика детской речи» С.Н. Цейтлин рассматривает не только звуковую сторону речи, но и формирование словаря детей.

Также активный и пассивный словарь ребенка исследовали Р.И. Водейко, Г.М. Лямина, М.К. Маллицкая, Г.А. Розенгорд-Пупко, Ф.И. Фрадкина, М.Б. Елисеева и др. Они отмечают, что активный словарь значительно меньше, чем пассивный словарь ребенка, именно в раннем дошкольном возрасте. Иными словами, дети раньше начинают понимать речь, чем приобретают способность передавать информацию вербально.

Все сказанное выше определило актуальность, цели и задачи нашей работы.

Цели работы:

1.Изучить особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста;

2. Проанализировать особенности лексикона у разных детей (на основе дневниковых записей и личного длительного наблюдения);

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу.

2. Выявить связь речевого развития ребенка с его психическим развитием.

3. Определить оптимальные формы и методы воздействия на развитие речи ребенка в семье.

Объект исследования - лексикон детей младшего дошкольного возраста (до 2-х лет).

Предмет исследования - условия развития лексикона детей раннего дошкольного возраста (до 2-х лет) в семье.

Практическая значимость работы - состоит в том, что знание особенностей лексикона детей раннего дошкольного возраста поможет воспитателям и родителям наиболее эффективно организовать работу по развитию речи.

Предложенные методические рекомендации нацелены на помощь молодым родителям и воспитателям в пополнении и развитии лексикона детей.

Сбор материала позволяет пополнить ситуативную картотеку по вопросам изучения детской речи, помогает проследить активный и пассивный словарь детей.

Гипотеза. Мы предполагали, что развитие детского лексикона идет постепенно и имеет четко выраженную зависимость от когнитивного (умственного) развития ребенка. Значение слов, которые появляются в речи ребенка, постепенно расширяется, т.е. ребенок переносит знания об одном предмете на более широкий круг денотатов (предметная отнесенность), и постепенно у ребенка формируется понятие сигнификат (понятийная соотнесенность). Кроме того, мы считаем, что пассивный лексикон будет значительно превышать по объему активный лексикон на данном возрастном этапе.

Новизна работы состоит в полученных результатах в ходе экспериментальных исследований.

Структура работы: выпускная работа состоит из 4 глав. Первая глава содержит лингвистические особенности словаря личности и его развитие, где рассматриваются такие понятия, как лексикон и его организация, слово, дословный период в речевом развитии ребенка и механизмы овладения значением слова, также рассматривается состав начального детского лексикона.

Во второй главе рассматриваются психические функции и формирование ориентации на слово.

Третья глава - практическая часть выпускной работы называется «Особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста (до 2-х лет)». В констатирующем эксперименте выявляются основные лексические процессы в речи ребенка раннего дошкольного возраста: процесс омофонии, сверхгенерализации, «язык нянь» и усвоение терминов родства.

В четвертой главе даются практические советы родителям по формированию у детей начального детского лексикона.

После теоретических и практической глав делаются выводы и заключение в конце выпускной работы.

Дается полный список используемой литературы и в приложении - терминологический словарь и дневниковые записи речи Полины Майоровой.

Слова – это основные знаковые единицы слова. В то же время богатство словаря служит критерием общей культуры и речевого развития личности. Словарь личности накапливается в течение всей жизни человека, но начинать его обогащение нужно уже в раннем возрасте. Для этого необходимо рассмотреть лингвистические особенности словаря детей раннего дошкольного возраста и развитие их словаря.


Прочие статьи:

Этапы проведения профориентации
Первый этап - информационный. Прежде чем выбрать профессию, абитуриенты должны получить максимум информации о профессиях, их сути, статусе на рынке труда, уровнях образования, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения. Информационно-справочные, просветительские методы: проф ...

Опора на положительное
«Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов». Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. ...

Тверские храмы и монастыри XVIII века
Краеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают краеведческие знания в готовом виде. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как сред ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru