Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста

Новая педагогика » Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста

Человек имеет дар речи и языковую способность. Он овладевает речью уже в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма.

Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова, предложения и словосочетания. Однако ребенок овладевает словарным составом языка не сразу. Поэтому в выпускной квалификационной работе мы попытались проследить особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста до 2-х лет. Дневниковые записи за речью дочери Полины Майоровой с 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев послужили основой для выбора именно этой темы.

Первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, которые писали о детях и для детей. В своих произведениях они прибегли к имитации детской речи. Такие писатели, как Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.Н. Толстой «Филиппок», К.Д. Ушинский в рассказах, написанных для «Родного слова» и многие другие. В своих произведениях они дали образцы художественного исследования становления психики ребенка, его мышления, характера, темперамента, становления личности.

Такой подход к исследованию дает только общую картину развития, но не выделяет языковых характеристик. Первые лингвистические описания речи ребенка появились в Германии в 1787 году. В середине прошлого века детская речь изучается на английском языке Ч. Дарвином и М. Хемфри, на итальянском - А. Гобрини, в 1889 году.

В России первые печатные труды по лингвистике детской речи появились в 80-е годы XIX века.

В начале ХХ века речь детей дошкольного возраста изучали представители экспериментальной психологии и педагогики А.Р. Каптерев, В.П.Вахтеров и др.

В.П. Вахтеров первый в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка.

Крупнейший вклад в изучение детской речи сделал известный лингвист А.Н. Гвоздев, в течение многих лет изучавший онтогенез детской речи (своего сына) от 1 года жизни до 9 лет. Важнейшие его труды собраны в издании-книге «Вопросы изучения детской речи».

Психологическое направление изучения детской речи связано с именами Л.С. Выготского, П.Л. Блонского, И.И. Жинкина, Р.А. Созина, А.М. Леушиной.

В 70-80-е годы ХХ века заметный вклад в изучение детской речи внесли психолингвисты А.М. Шахнарович и С.Н. Цейтлин.

А.М. Шахнарович исследовал семантические отношения и неосознанные генерализации языковых средств в речи детей дошкольного возраста. Он пишет: «Компоненты языка усваиваются ребенком постепенно в ходе речевого общения (языковой практики) на основе предметных (орудийных) действий и предметной деятельности» .

Стратегию усвоения ребенком грамматических категорий исследуют Н.И. Лепская и С.Н. Цейтлин.

С.Н. Цейтлин считает, что «овладеть языком - это значит усвоить не только элементы языковых границ, но также правила их употребления».

В своем пособии «Язык и ребенок: Лингвистика детской речи» С.Н. Цейтлин рассматривает не только звуковую сторону речи, но и формирование словаря детей.

Также активный и пассивный словарь ребенка исследовали Р.И. Водейко, Г.М. Лямина, М.К. Маллицкая, Г.А. Розенгорд-Пупко, Ф.И. Фрадкина, М.Б. Елисеева и др. Они отмечают, что активный словарь значительно меньше, чем пассивный словарь ребенка, именно в раннем дошкольном возрасте. Иными словами, дети раньше начинают понимать речь, чем приобретают способность передавать информацию вербально.

Все сказанное выше определило актуальность, цели и задачи нашей работы.

Цели работы:

1.Изучить особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста;

2. Проанализировать особенности лексикона у разных детей (на основе дневниковых записей и личного длительного наблюдения);

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу.

2. Выявить связь речевого развития ребенка с его психическим развитием.

3. Определить оптимальные формы и методы воздействия на развитие речи ребенка в семье.

Объект исследования - лексикон детей младшего дошкольного возраста (до 2-х лет).

Предмет исследования - условия развития лексикона детей раннего дошкольного возраста (до 2-х лет) в семье.

Практическая значимость работы - состоит в том, что знание особенностей лексикона детей раннего дошкольного возраста поможет воспитателям и родителям наиболее эффективно организовать работу по развитию речи.

Предложенные методические рекомендации нацелены на помощь молодым родителям и воспитателям в пополнении и развитии лексикона детей.

Сбор материала позволяет пополнить ситуативную картотеку по вопросам изучения детской речи, помогает проследить активный и пассивный словарь детей.

Гипотеза. Мы предполагали, что развитие детского лексикона идет постепенно и имеет четко выраженную зависимость от когнитивного (умственного) развития ребенка. Значение слов, которые появляются в речи ребенка, постепенно расширяется, т.е. ребенок переносит знания об одном предмете на более широкий круг денотатов (предметная отнесенность), и постепенно у ребенка формируется понятие сигнификат (понятийная соотнесенность). Кроме того, мы считаем, что пассивный лексикон будет значительно превышать по объему активный лексикон на данном возрастном этапе.

Новизна работы состоит в полученных результатах в ходе экспериментальных исследований.

Структура работы: выпускная работа состоит из 4 глав. Первая глава содержит лингвистические особенности словаря личности и его развитие, где рассматриваются такие понятия, как лексикон и его организация, слово, дословный период в речевом развитии ребенка и механизмы овладения значением слова, также рассматривается состав начального детского лексикона.

Во второй главе рассматриваются психические функции и формирование ориентации на слово.

Третья глава - практическая часть выпускной работы называется «Особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста (до 2-х лет)». В констатирующем эксперименте выявляются основные лексические процессы в речи ребенка раннего дошкольного возраста: процесс омофонии, сверхгенерализации, «язык нянь» и усвоение терминов родства.

В четвертой главе даются практические советы родителям по формированию у детей начального детского лексикона.

После теоретических и практической глав делаются выводы и заключение в конце выпускной работы.

Дается полный список используемой литературы и в приложении - терминологический словарь и дневниковые записи речи Полины Майоровой.

Слова – это основные знаковые единицы слова. В то же время богатство словаря служит критерием общей культуры и речевого развития личности. Словарь личности накапливается в течение всей жизни человека, но начинать его обогащение нужно уже в раннем возрасте. Для этого необходимо рассмотреть лингвистические особенности словаря детей раннего дошкольного возраста и развитие их словаря.


Прочие статьи:

Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудов ...

Формы общения детей со взрослыми
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Роль взрослого в развитии деятельности ребенка характеризуется в первом полугодии как “совокупная”, а во втором – как «совместно-разделенная» ...

Общение с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально – ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru