Таким образом, христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества и оно внесло огромный вклад в развитие и становления педагогики
Для христианских общин были характерны забота о духовном благе личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания.
Воспитание в раннехристианских общинах было ориентировано на Библию. Философские и педагогические воззрения авторов Нового Завета вобрали в себя ветхозаветные и эллинистические взгляды на воспитание, в основе которых лежит любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.
Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Уделялось огромное значение семейному воспитанию.
Эта позиция отчетливо прослеживается в педагогических идеях мыслителей раннего христианства.
Так Иоанн Златоуст проповедовал христианские методы воспитания с учетом античной традиции. Он рекомендовал наставление и беседу. Настаивал на антиавторитарном воспитании (совет, предостережение). Он считал воспитание детей в христианском духе важнейшей религиозной заповедью и неизменно уделял этим вопросам большое внимание в своих проповедях. Главным источником обучении признавалась Библия.
Василий Кесарийский в своем трактате «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг» предлагал воспитывать позитивное отношение к наследию Греко-римского образования. «Светскую образованность» он оценивал как необходимую в бренном мире, но совершенно ненужную для пребывания в ином мире. Соответственно лучшими результатами воспитания признавались такие, когда молодой человек уходил от мирской жизни, целиком посвящая себя молитвам и посту.
Аврелий Августин так же признавал определенные достоинства античного образования и античной педагогической мысли. Он полагал, что главное место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики. Истинное знание, по его мнению, заложено от рождения человеку по его природе, оно вложено в него Богом, и задача педагога — лишь помочь ученику припомнить это знание, вывести его из глубин человеческой сущности, актуализировать, сделать ясным для сознания самого обучающегося. Так же Августин проявлял большой интерес к психологии ребенка.
Климент Александрийский в своих трактатах представил четкую программу постепенного наставления и формирования совершенного и просвещенного христианина, опиравшуюся принцип последовательности учебного плана. Обучение там имело подготовительный и два основных курса. Он соединил библейские и античные воспитательно-образовательные принципы, примирив античную философскую систему с христианской.
Прочие статьи:
Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Скаутизм как добровольное д ...
Игра при подготовке к изучению нового материала
На этом этапе игра ложится в основу игровой учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала.
Постановка игровой учебно-познавательной задачи, пред ...
Этапы развития личности
Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. О ...