Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Новая педагогика » Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования » Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Страница 1

Проблема моделирования как способа научного познания широко разрабатывается не только в философии, но и получила признание практически во всех отраслях современной науки. В настоящее время термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассматривая понятие "модель" в той или иной области научного знания, можно отметить некоторую общность основополагающих идей. Одно из первых определений понятия "модель" принадлежит Г.Клаусу: " .под моделью понимается отображение фактов, вещей и отношений определенной области знания в виде простой, более наглядной материальной структуры этой области или другой области". В более поздних определениях акценты ставятся уже на моделировании "скрытых внутренних свойств" объекта (В.М.Глушков, Ю.А.Гастев и др.).

Выделяются типы моделей: физические, вещественно -математические и логико - математические.

Физические модели, как правило, имеют физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого оригинала. Данные модели сохраняют геометрическое, физическое, динамическое и функциональное (т.е. относящееся к функционированию, поведению) подобие оригиналу и отличаются лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений, иногда материалом: аэродинамические испытания модели самолета, исследование злокачественных новообразований налабораторных животных и т.д.

Вещественно - математические модели имеют отличную от прототипов физическую, химическую или биологическую природу, но допускают одинаковое с оригиналом математическое описание: электромеханические, гидротепловые модели и т.д.

В логико - математических моделях физическая, химическая или биологическая природа оригинала и модели уже не играет никакой роли. Здесь важны только абстрактные, логические и математические свойства. При логико - математическом, то есть знаковом моделировании исчезает возможность экспериментирования (как это было возможно при физическом и вещественно - математическом моделировании), а новые знания об К.Е.Морозов под моделированием понимает " .построение (или выбор) и изучение объекта любой природы (называемого моделью), который способен замещать исследуемый объект и изучение которого дает новую информацию об этом объекте". В наиболее общем виде можно сказать, что научное моделирование — это метод исследования различных объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности.

В литературе принципиальной особенностью метода моделирования, отличающей его от других методов научного познания, можно считать опосредствованное изучение объекта, проводимое с помощью исследования другого объекта, аналогичного первому. При этом аналогия рассматривается как существенная связь между этими объектами, основанная на сходстве ключевых признаков отношений между ними. Сходство между объектами по случайным признакам не может считаться аналогией.

Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели.

Этот метод основан на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.

В научном познании моделирование — это метод, при котором изучается не интересующий объект, а заместитель, находящийся с объектом в отношениях соответствия: изоморфизма, гомоморфизма (изоморфизм - взаимно-однозначное соответствие структур заместителя и оригинала, гомоморфизм - обобщение изоморфизма, в котором отсутствует взаимно — однозначное соответствие), и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте. Это - действия с моделями, позволяющие исследовать отдельные, необходимые для нас стороны или свойства объекта. Моделирование служит не только для поисков физического смысла явлений и закономерностей, но и играет роль своего рода мостика, соединяющего исследователя с объектом познания, т.е. между исследователем и объектом познания стоит модель.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Модульно-рейтинговая система контроля и учета знаний студентов
Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в ...

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебры ...

Структуры, этапы и типы уроков
урок педагогический учебник занятие Чем тщательнее будут определены учителем учебно-воспитательные задачи, тем конкретнее и стройнее будет логическая структура урока, его эффективность. Структура урока - это его внутреннее строение, состав, определенная последовательность этапов урока и взаимосвязь ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru