Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида

Новая педагогика » Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида

Страница 2

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами (или без правил). Особое место в жизни человека занимают подвижные и спортивные игры. Спортивные игры для незрячих получили в последнее время широкую популярность у нас в стране и за рубежом. Одно то, что такая спортивная игра, как голбол, включена в программу Параолимпийских игр, доказывает, насколько популярна эта игра в мире среди незрячих. Разнообразие игр для всех возрастов зрячих и возможность их про ведения в разных условиях (спортзал, комната, площадка, двор, поле, лес и т.д.) не могут быть адекватно использованы в практике работы специальных учреждений, и поэтому требуется специальная организация их со слепыми и слабовидящими. Важное значение при этом приобретает умение руководить игрой и формировать развитие каждого индивида в ней. Педагог должен обладать оптимальным выбором диагностических средств, прогнозировать возможное развитие детской группы и каждого отдельного ребенка, уметь выделять все существенные для педагогического воздействия условия, средства, методы, конкретно определять свои функции, коллектива детей и отдельного ребенка для достижения воспитательно-образовательных задач, устанавливать возможные каналы обратной связи.

Слепота и слабовидение сужают двигательные возможности детей, создают значительные трудности при организации игровой деятельности. Слепые дети играют в те же игры, что и зрячие, только эти игры должны быть адаптированы к особенностям слепого ребенка. Специальных игр для слепых немного. Желание играть вместе с другими детьми возникает у слепых детей так же, как и у видящих сверстников, однако реализация этого желания затруднена в связи с отсутствием у них дистантного контроля за действиями товарищей. Поэтому коллективная игра часто заменяется игрой рядом с товарищем. Включение, сначала хотя бы и в словесном плане, в общую игру – для слепого ребенка огромный шаг вперед.

Работу по использованию игры в учебно-воспитательном процессе в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих необходимо начать со специального анализа данных диспансеризации детей, возрастных, типологических особенностей, уровня их индивидуального и физического развития. Наблюдения педагогов за учащимися, анализ карт медицинского обследования помогут определить, в какие игры дети любят играть, какова их индивидуальная активность, и выявить причины отказа от участия в играх отдельных детей.

Установлено, что дети не желают играть из-за того, что в некоторых играх они слабо владеют движениями. Это характеризуется и слабым уровнем сформированности их двигательных навыков, что проявляется в подвижной и спортивной игре. Обычно это дети с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, со слабо развитой ориентировкой в пространстве, необходимой в конкретной подвижной игре.

Кроме того, в организации подвижных игр и участия в них слепых и слабовидящих многое зависит от социального опыта, базовых умений, полученных в различные периоды воспитания. Решающим также является то, когда начато специальное обучение, то есть когда срабатывают принципы раннего обучения и коррекционной направленности.

Период пребывания слепых и слабовидящих детей в специальном учреждении становится наиболее благоприятным в их жизни, если они под воздействием комплекса средств физического и коррекционного воспитания достигают необходимого уровня развития, обеспечивающего им подготовку к жизни и труду. Одним из действенных средств этого воспитания и развития являются подвижные и спортивные игры. Они, так же как и другие средства, обеспечивают полноценное развитие. Слепой и слабовидящий любят играть в те же игры, что и зрячий, только в отличие от зрячего слепому необходимо создать специальные условия, где он, опираясь на сохранные анализаторы, мог бы научиться игровым действиям, а затем овладеть игрой. Подвижные и спортивные игры – это самостоятельная форма деятельности, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, ограниченная процедурами и правилами, с целью достижения победы одной из сторон. Отличительная черта некоторых подвижных игр – обязательное наличие атрибутов, которыми пользуются участники. Необходимо также выявить особенности развития движений в условиях игровой деятельности. Поэтому подобранные адекватные игры создают ситуации, риск в которых ограничен. Наряду с этим впервые приведены психотехнические игры, упражнения, задания. Их использование со старшего дошкольного возраста обеспечивает адекватную и эффективную психокоррекционную и психотерапевтическую помощь при патологии зрения.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Выявление уровня сформированности грамматических навыков учащихся по итогам учебно-исследовательской деятельности
Итак, для выявления уровня сформированности грамматических навыков учащихся была произведена работа, которая включала в себя два структурных этапа: методика анализа имеющихся у учащихся знаний. Всю работу можно разделить на два функциональных этапа: повторение известного материала и контроль повт ...

Православная педагогика
Педагогика традиционно рассматривается как теория и практика воспитания и образования. В последние два столетия ее отличительную черту составляет поиск самобытных, оригинальных педагогических систем, построенных на основе философских предположений или на практических потребностях конкретного истор ...

Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru