Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида

Новая педагогика » Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида

Страница 3

Что касается психотерапии, то психологические аспекты некоторых игр позволяют использовать их для решения целого ряда задач, как в области диагностики, так и лечения. Подвижные игры можно упрощать или усложнять в зависимости от физического и психического состояния участников, что очень важно для слепых и слабовидящих. Одним людям игры облегчают жизнь, для других служат мощным терапевтическим средством.

Игры для слепых и слабовидящих следует подбирать по степени их педагогического воздействия и с учетом интересов играющих. Чем раньше они найдут в практике работы специальных детских учреждений свое широкое использование начиная с раннего возраста, тем успешнее будет протекать воспитание и развитие детей.

Из сказанного выше следует, что подвижная игра должна занять центральное место во всех возрастных периодах и должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих, и особенно во внеклассной работе.

Спортивные игры для слепых, имея сложную структуру двигательных действий, используются в старшем школьном возрасте и у взрослых слепых (основной медицинской группы), уже имеющих навыки и базовые умения для проявления их в более сложных экстремальных игровых ситуациях. Успех этого проявления должен формироваться как можно раньше в виде элементов спортивных игр, послужить предпосылкой для успешного участия слепых и слабовидящих в более старшем школьном возрасте в спортивных соревнованиях. При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовке места для проведения игры со слепыми и слабовидящими детьми необходимо учитывать специфику дефекта по зрению. Выбирая инвентарь и аксессуары для игры, педагог должен использовать для слепых озвученную атрибутику игр в воспитании незрячих детей, для слепых с остаточным зрением и слабовидящих – яркие красивые цветные пособия и инвентарь. Они должны быть также и безопасны. С большой осторожностью следует относиться к проведению динамичных эстафет, где одновременно выбегают и перемещаются в пространстве два и более игроков. Иногда, возбуждаясь, дети и взрослые забывают об опасности. Для проведения игр определяют игровое пространство: площадку, спортзал, коридор, поляну, лес. Необходимо предусмотреть безопасность этих мест, тщательно проверить состояние инвентаря, продумать меры страховки и самостраховки, чтобы все это позволило детям безбоязненно передвигаться в пространстве. Определяя размеры площадки, продолжительность игры, ее вариативность и количество играющих, важно учитывать возможности детей, возрастные и типологические особенности. Например, чтобы слепые чувствовали себя увереннее на площадке, многие линии ограничения, позиций игроков должны быть осязаемыми, то есть рельефными. Если дети занимаются на улице, можно ограничить линии канавками, засыпанными песком чуть выше уровня всей площадки, или сделать линии “живыми”, засеяв травой. Каждому детскому саду или школе желательно иметь постоянные игровые площадки. В зале ограничением могут служить сетки, шнур, резиновые коврики и другие рельефные приспособления. Для слабовидящих это линии, нарисованные цветными мелками, или полоски цветной ткани.

Коллективные формы игры для незрячего ребенка связаны с развитием общения, облегчающегося благодаря развитой словесной речи. При организации коллективных игр очень важна роль воспитателя, который, особенно в первоначальный период, не может быть лишь наблюдателем игры слепых детей, иначе игра превратится в простые манипулярные движения. Необходимо установить контакт с играющими, участвовать в игре, руководя и направляя, обеспечивать развитие игры наглядно-действенным показом, советом, поощрением, учитывая индивидуальные особенности детей. Особенностью игр слепых детей является задержка на одной из первоначальных стадий развития игры, в большинстве случаев на манипулятивных действиях, не связанных с игровой деятельностью в строгом смысле слова. Манипулятивный и стереотипный характер игры слепого ребенка часто связан с особенностями их развития, со стереотипностью всей деятельности ребенка, со стереотипией навязчивых, привычных движений, возникающих в результате ограничения свободных движений ребенка с раннего возраста. Остановка на этой стадии развития игры свидетельствует о том, что ребенок во время свободных игр включает игру в русло привычной стереотипной деятельности. Новые действия с игрушкой включаются у ребенка в ту деятельность, которая с раннего детства доставляет ему удовольствие и является для него привычной. Для того чтобы предупредить это подчинение новых действий старым, необходимо создать такую ситуацию, при которой стереотипные действия включаются в сюжетную игру, одиночные предметные действия с игрушкой составляют цепь последовательных действий, объединенных общей целью.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Разработка средств обучения и контроля
Для объяснения материала темы «Основные приемы проведения проверки предприятия» мною разработан учебно-методический комплекс занятия (УМК). Данный комплекс обеспечивает двустороннюю деятельность преподавателя и обучающихся, включает компоненты для обеспечения процессов преподавания и учения в их ед ...

Изучение и анализ современных исследований по проблеме
Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойс ...

Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста". В основном дошкольная подготовка осуществля ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru