Слово как основная единица лексикона

Страница 1

В лексикологии слово является основной единицей языка. Было предложено много определений этой единицы.

Р.Н. Шмелев отмечает: «Главное заключается в том, что слово – это такая единица, которая представляет собой и фонетическое, и морфологические, и лексико-семантическое целое, а следовательно, может быть охарактеризовано с разных сторон – соответственно с учетом различных по своей природе признаков».

При определении слова к нему подходили как к звуковой последовательности, как грамматически оформленной (соответственно выделимой) единице, как к семантически целостной единице языка. Так П.С. Кузнецовым самостоятельное слово определяется так:

1) «звуковая последовательность, могущая быть ограниченной паузами любой длины, есть звуковая последовательность, которая содержит по крайней мере одно самостоятельное слово»;

2) «звуковая последовательность, определенная указанным выше способом, внутрь которой не может быть вставлена другая звуковая последовательность, определенная таким же способом, и есть отдельное самостоятельное слово».

М.В. Панов дает такое определение: слова – «это смысловые единства, части которых не составляют свободного сочетания… Все, что отвечает этому требованию, есть (в той или иной степени) слово».

Каждая единица языка определяется прежде всего ее основной функцией:

1) фонема – смыслоразличительная функция;

2) слово – номинативная функция;

3) предложение – коммуникативная функция.

Из вышесказанного следует, что слово является номинативной единицей, единица – наименования.

Определяющими признаками слова, отграничивающими его от других единиц языка и характеризующими слово как единицу системы языка, являются:

1) номинативность – называние явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения;

2) информативность – объем знаний о явлении мира действительности;

3) индивидуальность лексического значения – отражение в значении слова одного, определенного класса явлений реальности;

4) материальность – существование слова в звуковой/ графической форме;

5) воспроизводимость – повторяемость слова в готовом, не создаваемом каждый раз виде;

6) структурная цельнооформленность - целостность лексического, фонетического/ графического и грамматического единства слова.

Каждая значимая единица языка представляет собой двустороннюю единицу. Формой слова является одновременно его звуковое выражение и грамматическая структура, а содержанием является его лексическое значение.

Выделимость слова дает возможность говорить о его цельнооформленности (фонетической и грамматической), а непредсказуемость значения (немотивированность или неполная мотивированность) – о его идиоматичности.

На основе вышесказанного можно дать такое определение слова.

Слово – это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью .

Р.Н. Шмелев пишет: «слово является словом постольку, поскольку оно имеет значение, - бессмысленное сочетание звуков мы не считаем словом».

По О.Н. Шмелеву, «правильной представляется точка зрения А.И. Смирницкого, писавшего, что «значение слова есть известное отображение предмета, явления или отношения в сознании, входящие в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и для сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития».

Значение слова – отражение в слове того или иного явления действительности (предмета, качества, отношения, действия, процесса). Различают грамматическое и лексические значение слова.

Грамматическое значение слова указывает на то общее значение, которое присуще слову как определенной части речи (например, значение предметности – имени существительному, признака – имени прилагательному, процесс – глаголу и др.); эти значения иногда называют лексико-грамматическими.

Лексическое значение слова – это его «вещественное» значение. В нем отражается исторически закрепленная связь слова с определенными объектами реальной действительности.

Основными аспектами лексического значения слова являются:

1) значение как отражение внеязыковой действительности (семиологический аспект);

2) значение как смысловое содержание слова – единицы системы языка (структурно-семантический аспект);

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Принципы обучения иностранному языку
Термин "принцип" происходит от латинского слова рrincipium — "основа", "первоначало". Отсюда принцип обучения — это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. В отечественной теории обучения особо подч ...

Модульно-рейтинговая система контроля и учета знаний студентов
Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы ...

Особенности развития речевого развития младших школьников
Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru