Слово как основная единица лексикона

Страница 1

В лексикологии слово является основной единицей языка. Было предложено много определений этой единицы.

Р.Н. Шмелев отмечает: «Главное заключается в том, что слово – это такая единица, которая представляет собой и фонетическое, и морфологические, и лексико-семантическое целое, а следовательно, может быть охарактеризовано с разных сторон – соответственно с учетом различных по своей природе признаков».

При определении слова к нему подходили как к звуковой последовательности, как грамматически оформленной (соответственно выделимой) единице, как к семантически целостной единице языка. Так П.С. Кузнецовым самостоятельное слово определяется так:

1) «звуковая последовательность, могущая быть ограниченной паузами любой длины, есть звуковая последовательность, которая содержит по крайней мере одно самостоятельное слово»;

2) «звуковая последовательность, определенная указанным выше способом, внутрь которой не может быть вставлена другая звуковая последовательность, определенная таким же способом, и есть отдельное самостоятельное слово».

М.В. Панов дает такое определение: слова – «это смысловые единства, части которых не составляют свободного сочетания… Все, что отвечает этому требованию, есть (в той или иной степени) слово».

Каждая единица языка определяется прежде всего ее основной функцией:

1) фонема – смыслоразличительная функция;

2) слово – номинативная функция;

3) предложение – коммуникативная функция.

Из вышесказанного следует, что слово является номинативной единицей, единица – наименования.

Определяющими признаками слова, отграничивающими его от других единиц языка и характеризующими слово как единицу системы языка, являются:

1) номинативность – называние явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения;

2) информативность – объем знаний о явлении мира действительности;

3) индивидуальность лексического значения – отражение в значении слова одного, определенного класса явлений реальности;

4) материальность – существование слова в звуковой/ графической форме;

5) воспроизводимость – повторяемость слова в готовом, не создаваемом каждый раз виде;

6) структурная цельнооформленность - целостность лексического, фонетического/ графического и грамматического единства слова.

Каждая значимая единица языка представляет собой двустороннюю единицу. Формой слова является одновременно его звуковое выражение и грамматическая структура, а содержанием является его лексическое значение.

Выделимость слова дает возможность говорить о его цельнооформленности (фонетической и грамматической), а непредсказуемость значения (немотивированность или неполная мотивированность) – о его идиоматичности.

На основе вышесказанного можно дать такое определение слова.

Слово – это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью .

Р.Н. Шмелев пишет: «слово является словом постольку, поскольку оно имеет значение, - бессмысленное сочетание звуков мы не считаем словом».

По О.Н. Шмелеву, «правильной представляется точка зрения А.И. Смирницкого, писавшего, что «значение слова есть известное отображение предмета, явления или отношения в сознании, входящие в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и для сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития».

Значение слова – отражение в слове того или иного явления действительности (предмета, качества, отношения, действия, процесса). Различают грамматическое и лексические значение слова.

Грамматическое значение слова указывает на то общее значение, которое присуще слову как определенной части речи (например, значение предметности – имени существительному, признака – имени прилагательному, процесс – глаголу и др.); эти значения иногда называют лексико-грамматическими.

Лексическое значение слова – это его «вещественное» значение. В нем отражается исторически закрепленная связь слова с определенными объектами реальной действительности.

Основными аспектами лексического значения слова являются:

1) значение как отражение внеязыковой действительности (семиологический аспект);

2) значение как смысловое содержание слова – единицы системы языка (структурно-семантический аспект);

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Принципы обучения иностранному языку
Термин "принцип" происходит от латинского слова рrincipium — "основа", "первоначало". Отсюда принцип обучения — это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. В отечественной теории обучения особо подч ...

Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебника ...

Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Основной формой педагогического пр ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru