Слово как основная единица лексикона

Страница 2

3) значение как отражение функционально-стилевой принадлежности слова (функционально-стилевой аспект).

1. При семиологическом рассмотрении значение слова анализируется соотношением языка, мышления и самого объективного мира. Для понимания предметно-вещественного содержания слова употребляются понятия «денотат» и «сигнификат».

Денотат показывает «предметную отнесенность» слова. Денотативное значение составляет объем (класс) понятий, обозначаемых данным словом.

Сигнификат показывает наиболее существенные признаки данного предмета, составляя содержание понятия. Например, у слова «стол» денотатом является представление о конкретных реально существующих материальных предметах – вид мебели – как целой группе однородных объектов. Сигнификат представляет общие свойства данного класса предметов.

Денотативное и сигнификативное значения в слове отражают абстрактную часть значения, представленную внутренними, обобщенными признаками предмета.

2. Структурно-семантический аспект лексического значения характеризует отношение содержания слова к способам именования явлений действительности. При данном аспекте рассматривается типология лексических значений слова: прямое и переносное значение, мотивированное и немотивированное значение и др.; анализируется смысловое строение слова в его членении на минимальные компоненты содержания и т.д. Также включает анализ стилистического значения слова -–оценка познавательной деятельности человека, которая закрепляется в семантике слова в виде 3-х компонентов значения.

1. Рациональной (содержательной) коннотацией называется дополнительное смысловое созачение. Например, сема «трусость» в значении слова заяц (животное).

2. Эмоциональная оценка связана с выражением чувства, волевых побуждений, чувственных или интеллектуальных сравнений, отношения к действительности: домишко, кляча, прехорошенький. Аналогичная оценка передается лишь через положительную эмоцию: ласку, одобрение, похвалу и др.; отрицательная оценка связана с отрицательными эмоциями: осуждение, презрение, неприятие и др.

3. Эмоциональную оценку принято связывать с экспрессивностью – количественной характеристикой обозначаемого словом явления, т.е. отражением меры явления. Компонент экспрессивности – «очень» реализует интенсивность оценки (например, отвратительный – «очень плохой»).

Широкое понимание стилистического значения слова позволяет определить его как экспресивно-оценочно-эмоциональный компонент в семантике слова.

3. Функционально стилевой аспект значения слова связан с рассмотрением социальных задач коммуникации. Выбор слова зависит от его роли в реализации функций языка – сообщения, воздействия или общения. Сообщение и воздействие обычно связано с книжным стилем.

Функционально-стилевой аспект семантики слова обусловлен его социальной ролью в одной из сфер человеческой деятельности и отражается в стилевом рассмотрении лексики.

1) Книжный стиль языка включает три подстиля:

- официально-деловой подстиль – это язык юридической, политической, административной и другой документации;

- публицистический – язык газет, выступлений по общественно-политическим вопросам современности в средствах массовой информации;

- научный подстиль обслуживает сферу науки и характеризуется информацией о природе, человеке и обществе.

2) Разговорный стиль характерен для устной речи, зависящей от ситуации и потому являющейся непосредственной и неподготовленной.

В составе разговорной лексики обычно выделяют 2 группы:

- литературно-разговорная лексика, употребляемая в разнообразных сферах общения людей;

- разговорно-бытовая лексика, используемая в повседневном обиходе.

Для детей раннего дошкольного возраста характерен разговорный стиль языка, который зависит от ситуации и используется в повседневном общении. Но для того, чтобы ребенок овладел речью, он проходит дословесный период речевого развития.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Использование инструментального средства Maple
Maple представляет собой комплексную компьютерную систему с расширенными возможностями в области математики. Она включает в себя программные средства для интерактивной алгебры, математического анализа, дискретной математики, графики, численных расчетов, и многих других областей математики. Она так ...

Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников
Наиболее характерными отклонениями в поведении младших школьников являются психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, агрессивность, проявляющаяся активно в повышенной драчливости или пассивно в болезненном фантазировании (Г. Е. Сухарева). Наблюдается также либо своеобразная скован ...

Выявление уровня сформированности грамматических навыков учащихся по итогам учебно-исследовательской деятельности
Итак, для выявления уровня сформированности грамматических навыков учащихся была произведена работа, которая включала в себя два структурных этапа: методика анализа имеющихся у учащихся знаний. Всю работу можно разделить на два функциональных этапа: повторение известного материала и контроль повт ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru