Слово как основная единица лексикона

Страница 2

3) значение как отражение функционально-стилевой принадлежности слова (функционально-стилевой аспект).

1. При семиологическом рассмотрении значение слова анализируется соотношением языка, мышления и самого объективного мира. Для понимания предметно-вещественного содержания слова употребляются понятия «денотат» и «сигнификат».

Денотат показывает «предметную отнесенность» слова. Денотативное значение составляет объем (класс) понятий, обозначаемых данным словом.

Сигнификат показывает наиболее существенные признаки данного предмета, составляя содержание понятия. Например, у слова «стол» денотатом является представление о конкретных реально существующих материальных предметах – вид мебели – как целой группе однородных объектов. Сигнификат представляет общие свойства данного класса предметов.

Денотативное и сигнификативное значения в слове отражают абстрактную часть значения, представленную внутренними, обобщенными признаками предмета.

2. Структурно-семантический аспект лексического значения характеризует отношение содержания слова к способам именования явлений действительности. При данном аспекте рассматривается типология лексических значений слова: прямое и переносное значение, мотивированное и немотивированное значение и др.; анализируется смысловое строение слова в его членении на минимальные компоненты содержания и т.д. Также включает анализ стилистического значения слова -–оценка познавательной деятельности человека, которая закрепляется в семантике слова в виде 3-х компонентов значения.

1. Рациональной (содержательной) коннотацией называется дополнительное смысловое созачение. Например, сема «трусость» в значении слова заяц (животное).

2. Эмоциональная оценка связана с выражением чувства, волевых побуждений, чувственных или интеллектуальных сравнений, отношения к действительности: домишко, кляча, прехорошенький. Аналогичная оценка передается лишь через положительную эмоцию: ласку, одобрение, похвалу и др.; отрицательная оценка связана с отрицательными эмоциями: осуждение, презрение, неприятие и др.

3. Эмоциональную оценку принято связывать с экспрессивностью – количественной характеристикой обозначаемого словом явления, т.е. отражением меры явления. Компонент экспрессивности – «очень» реализует интенсивность оценки (например, отвратительный – «очень плохой»).

Широкое понимание стилистического значения слова позволяет определить его как экспресивно-оценочно-эмоциональный компонент в семантике слова.

3. Функционально стилевой аспект значения слова связан с рассмотрением социальных задач коммуникации. Выбор слова зависит от его роли в реализации функций языка – сообщения, воздействия или общения. Сообщение и воздействие обычно связано с книжным стилем.

Функционально-стилевой аспект семантики слова обусловлен его социальной ролью в одной из сфер человеческой деятельности и отражается в стилевом рассмотрении лексики.

1) Книжный стиль языка включает три подстиля:

- официально-деловой подстиль – это язык юридической, политической, административной и другой документации;

- публицистический – язык газет, выступлений по общественно-политическим вопросам современности в средствах массовой информации;

- научный подстиль обслуживает сферу науки и характеризуется информацией о природе, человеке и обществе.

2) Разговорный стиль характерен для устной речи, зависящей от ситуации и потому являющейся непосредственной и неподготовленной.

В составе разговорной лексики обычно выделяют 2 группы:

- литературно-разговорная лексика, употребляемая в разнообразных сферах общения людей;

- разговорно-бытовая лексика, используемая в повседневном обиходе.

Для детей раннего дошкольного возраста характерен разговорный стиль языка, который зависит от ситуации и используется в повседневном общении. Но для того, чтобы ребенок овладел речью, он проходит дословесный период речевого развития.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Функции обучения
Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную; 2) развивающую; 3) воспитательную. Познавательная функция. Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания ...

Понятие профориентологии
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности. Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного ...

Сквернословие – энергия зла
Речь - это показатель ума. Сенека Телевидение, пресса и модная литература узаконили сквернословие. Воровские песни, воровской жаргон, словечки «уроды» пропитали наш зык, наступила эра тотальной жаргонизации. Интересные мысли высказал профессор, доктор технических наук, настоятель храма Рождеств ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru