Игра при подготовке к изучению нового материала

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Игра при подготовке к изучению нового материала

Страница 1

На этом этапе игра ложится в основу игровой учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала.

Постановка игровой учебно-познавательной задачи, предваряющей изучение нового материала, обычно предстает как введение в игру или напоминание об игре, которая будет проводиться:

а) непосредственно при изучении нового материала ;

б) после изучения нового материала (при закреплении, при проверке домашнего задания);

в) через несколько уроков при обобщении материала.

Все эти игры прямо или косвенно помогают достичь образовательных целей при изучении нового материала.

Чтобы выяснить, как игры соотносятся с изучением нового и постановкой учебно-познавательной задачи, начнем с первого варианта. Рассмотрим пример ролевой игры «Земский собор».

Здесь игровая учебно-познавательная задача выступает как введение в игру, которая будет проводиться непосредственно при изучении нового материала.

Тема урока: «Положение об отмене крепостного права». Перед уроком учитель рассаживает учащихся для групповой работы, разделив класс на пять групп.

Учитель: «Сегодня на уроке у нас будет игра. Представьте себе, что вы присутствуете на воображаемом земском соборе, созванном по вопросу принятия «Положения об отмене крепостного права». Какие группы представителей России собрались сегодня на Земский собор? Помещики черноземных губерний, помещики нечерноземных губерний, промышленники уральского региона, промышленники уральского региона, промышленники южного и центрального районов, крестьяне, император /персональная карточка для сильного ученика/» (Учитель, называя группы, раздает карточки с таким же названием каждой группе). В реальности в начале 1860-х годов Земский собор могли созвать, но не созвали, ограничившись обсуждением крестьянского вопроса в редакционных комиссиях, в центральном и провинциальном комитетах. Однако мы попробуем пофантазировать и представить, что в начале 1860 г. подобное собрание представителей, заинтересованных в крестьянском вопросе, было созвано, и попытаемся, исходя из наших знаний об интересах разных групп населения вообразить и воссоздать картину возможного обсуждения на Земском соборе основных положений крестьянской реформы. Я сегодня выступаю в роли Председателя Государственного Совета. Все группы должны внимательно выслушать мой доклад об основных моментах «Положения», а затем нам всем необходимо обсудить данный проект, каждая группа должна выразить свое отношение к нему и внести поправки. Вы можете делать пометки для себя или записывать вопросы».

Ребята слушают доклад, затем задают уточняющие вопросы по теме, касающиеся интересов их группы.

Опытно-экспериментальная работа показала, что учащиеся начинают задавать большое количество вопросов после объяснения учителя. Это необходимо иметь в виду при планирование времени, приходящегося на каждый этап урока.

После объяснения учитель возвращается к заданию: « Итак, сейчас будет дано время для обсуждения в группах. После этого вы должны будете отметить: а) что вам понравилось в « Положении»; б) что не понравилось ; в) какие поправки вы бы внесли в этот проект».

Если не хватает времени, не стоит спешить и имеет смысл перенести прения на начало следующего урока. Тогда поправки и замечания к « Положению об отмене крепостного права» - это домашнее задание с продолжением игры на следующем уроке.

Это фабула игры. Попробуем рассмотреть ее с методической стороны. Это ролевая игра, в которой условность (игровое настроение) достигается за счет вхождения в определенную роль и ситуацию. В данной игре мы имеем роли Председателя Государственного Совета, Императора, представителей чиновничества, помещиков черноземных и нечерноземных губерний, промышленников уральского региона и промышленников уральского региона и промышленников южного и центрального районов, крестьян. Эффективность игры зависит от степени вхождения учащихся в роли, от артистичности и активности участников игры. В первую очередь, это относится к исполняющему роль Председателя Государственного Совета, а также от знания контекста исторической ситуации, способности к импровизации.

Главную роль не обязательно должен играть учитель. Но если это ученик, то его надо специально тщательно готовить.

Игра создает проблемную ситуацию для восприятия материала учащимися, поскольку каждый посредством роли воспринимает информацию под определенным углом зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Политическое сознание и политическая культура
Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Место политической культуры в политической жизни общества. Типология политической культуры. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, п ...

Стритбол шагает по планете
Стритбол – это выращенный из баскетбола отдельный вид спорта, а не просто уличный баскетбол, как было раньше. Креативность и шоу сочетаются с некоторыми баскетбольными правилами, переплетаясь с уличной культурой и хип-хопом. Самыми яркими и известными представителями стритбола является команда под ...

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru