Состав начального детского лексикона

Страница 2

1. Наименование окружающих лиц: мама [мама], [галя], бабушка – [баба], [бабуля], папа – [папа], дедушка – [деда], тетя – [тётя], дядя – [дядя], мальчик – [мас’ик], девочка – [де], дядя доктор – [дядя дока] и несколько имен собственных: Костя – [котя], Эдик – [эдика], Галя – [галя], Света – [сета], Даша – [Дас’я], Саша – [саса], Леша – [лещя] и другие.

2. Наименование птиц и животных: кошка – [киса], [сёма], собака – [зобака], [дик], [га-га], бабочка – [бабака], баран – [бадям], белка – [бека], волк – [вок], гусь – [гусяка], заяц –[за], курочка – [кулика], лягушка – [лёгуська], обезьяна – [бузяна], птичка – [пит’я], рыба – [ыба], утка – [утыка], тигр – [тига], лошадь – [го-го], корова – [му], сова – [соля], ворона – [ваяна], [кай-кай], козочка – [ме], [козя], медведь – [миська].

3. Природные явления: дождь – [дозик], [вада], [пак], снег, снег идет – [сег дёт], мороз – [мододь].

4. Игрушки: кукла – [кука], [ляля], мяч – [мять], ведерко – [ведека], игрушка – [игус’ика], лопатка – [лёпат’яка], ручка – [утька], книжка – [киня], [ки], соска – [сёка], шишка – [сши], дом – [дём], горка – [готика], бумага – [губага].

5. Еда: [кушать – [ням-ням], [куся], пить – [пить], чай – [сяй], хлеб – [хеб], [фена], молоко – [мако], йогурт – [йога], картошка – [кусяка], каша – [кася], конфета – [касета], мясо – [мясо], огурец – [агутя], [печенье – [песеня], рыба – [ыба], сок – [сёк], колбаса – [бакаса], суп – [сюп], сыр – [сый], творожок – [толозок], яблоко – [ябака], ягода – [ягида], яйцо – [яитько], фартук – [фатя], шоколадка – [кашля], [шеколад], апельсин – [писин’], банан – [банан], груша – [гуся], макароны – [маёны].

6. Сон: спать – [пать], [бай-бай], подушка – [падюка].

7. Движение на прогулке: гулять – [галять], копать – [коти], ходить – [пшли], качели – [касеи], песок – [песока], упала – [пава], [малиля пава], - (Полина упала), санки – [саня], палка – [патика], дерево – [де], [деека], лужа – [люда], небо – [ибна], солнце – [сосо], трава – [дидак], улица – [улика].

8. Одежда, обувь: ботинки – [ботики], руковицы – [люколи], колготки – [готи], [готя], комбинезон – [богозёнь], нагрудник – [фатя], носки – [осоня], платье – [патье], памперс – [папесик], тапки – [тапи], трусики – [тюс’и], шапка – [сяпа], шарф – [шаф], кофта – [котя], куртка – [кутя], пуговица – [пубица], дфрка – [дика], одеть – [день], бантик – [батик], пуп – [пупа], нога – [нёга], зубы – [зубака], рука – [люка], глаза – [гаськи], ушки – [усики], щека – [сёка], живот – [фотик].

9. Падение чего-нибудь: упала – [пава], [бах], [па], [кука пава] – кукла упала.

10. Исчезновение чего-нибудь: нет – [тю-тю], [неть], [ку-ку] при этом разводя руки в стороны.

11. Место: там – [тям], вот – [воть], домой – [домой], здесь – [десь], туда – [тюдя], тут – [тють].

12. Оценки, признаки: большой – [бася], вкусный – [кусё], [куся], горячий – [го], красивый – [касё], маленький – [малека], мокрый – [мокой], плохой – [пакой], теплый – [тепой], грязный – [гяза], темно – [тено], сладкий – [сатя], холодно – [холоня], чистый – [тися].

13. Транспорт: машина – [мас’ина], [биби], автобус – [тёбу], поезд – [тю-ию], самолет – [самонё], коляска – [каля].

14. Купание: мыться – [були], [мысся], мыло – [мыа], вода – [вада], пена – [пеня], кран – [кан], мочалка – [масяя], таз – [тясь], полотенце – [потене], ванна – [вана].

15. Предметы в доме: часы – [тиси], телефон – [алё], [да], дверь – [деи], зеркало – [зекао], кресло – [кесо], стол – [тол], стул – [тул], окно – [око], лампа – [лапа], свет – [сет], чашка – [тяська], чайник – [сяйник], тарелка – [таека], банка – [бака], вилка – [вика], ложка – [лёщика], ноги – [нёс], кастрюля – [катюка], деньги – [денека], ключи – [кути], погреб – [пога], цветы – [сеты], совок – [салёк], коробка – [погобка], молоток – [тюк]тюк], расческа – [итёка], фотоаппарат – [каяк].

16. Естественные потребности: горшок – [гасёк], писать – [писать], [пись], какать – [кака], я покакала – [я покака].

17. Состояния больно – [боля].

18. Некоторые действия и намерения: дай – [дай], на возьми – [на], еще – [есё], стучать – [тук-тук], смотреть – [си] (смотри, снимать – [сими], стоять – [тоять], танцевать – [ля-ля-ля], хочу – [хосю], поцелуй – [поцелул], читать – [титать], порезать – [поезь], попробовать – [папобать], одеть – [деть], открой – [окой], петь – [пой], плакать – [пакая], люблю – [любу], сидеть – [посиди], прыгать – [пыга], закрой – [закой], покачать – [покасяй], покормить – [паками], горит – [гиит], обиделась – [обидя].

19. Согласие или отрицание: да – [да], нет – [неть], [не], хочу – [катю], не хочу – [не катю], нельзя – [низя], можно – [мозя], надо, нужно – [на дя], не буду – [не будю].

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Лингвистические особенности устной и письменной коммуникации
Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи. Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства. Пишущий не может использовать жесты, мимику, н ...

Сущность понятия "тест"
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведем некоторые из них: М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления кол ...

Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной педагогики
Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли») ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru