Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 1

Целью экспериментального исследования является выявление, особенностей просодической стороны речи у заикающихся школьников.

Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:

Изучение отечественной литературы по проблеме исследования нарушений просодической стороны речи у заикающихся.

Изучение уровня сформированности просодии у младших и старших школьников с заиканием.

Применение при обследовании разнообразного наглядного материала (натуральные трехмерные объемные предметы, предметные и сюжетные картинки, демонстрация собственных действий и т.д.);

Изучение степени выраженности нарушения формирования просодической стороны речи у детей с заиканием и заикоподобными расстройствами.

Реализование принципа опоры на ведущую деятельность возраста – учебную.

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно предположить, что у детей с заиканием нарушена не только темпо - ритмическая сторона речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата, но имеется так же ряд нарушений моторных функций, дыхания, интонационно - мелодической выразительности речи.

Диагностика уровня сформированности данных функций у детей с заиканием позволит с достаточной долей достоверности оценить у них степень нарушения речи и точно дозировать коррекционное воздействие.

Обследование заикающегося

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и др.

Обследование включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкиваний потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); пoмощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

● Когда возникло заикание, появились первые его признаки.

● Как внешне оно выражалось.

● Какие предполагаемые причины могли его вызвать.

● Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.).

● Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности.

● Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками).

● С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи.

● Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Способы организации группы
Классная комната может быть приспособлена для облегчения различных видов взаимодействия и возможные трудности могут быть предотвращены при помощи тщательного планирования. В тех случаях, когда мебель прикручена к полу, О’Рейли дает несколько рекомендаций преподавателю, который готов вытерпеть некот ...

Сущность понятия "тест"
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведем некоторые из них: М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления колич ...

Рекомендации по организации работы младших школьников в программе Scratch
Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru