Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 1

Целью экспериментального исследования является выявление, особенностей просодической стороны речи у заикающихся школьников.

Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:

Изучение отечественной литературы по проблеме исследования нарушений просодической стороны речи у заикающихся.

Изучение уровня сформированности просодии у младших и старших школьников с заиканием.

Применение при обследовании разнообразного наглядного материала (натуральные трехмерные объемные предметы, предметные и сюжетные картинки, демонстрация собственных действий и т.д.);

Изучение степени выраженности нарушения формирования просодической стороны речи у детей с заиканием и заикоподобными расстройствами.

Реализование принципа опоры на ведущую деятельность возраста – учебную.

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно предположить, что у детей с заиканием нарушена не только темпо - ритмическая сторона речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата, но имеется так же ряд нарушений моторных функций, дыхания, интонационно - мелодической выразительности речи.

Диагностика уровня сформированности данных функций у детей с заиканием позволит с достаточной долей достоверности оценить у них степень нарушения речи и точно дозировать коррекционное воздействие.

Обследование заикающегося

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и др.

Обследование включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкиваний потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); пoмощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

● Когда возникло заикание, появились первые его признаки.

● Как внешне оно выражалось.

● Какие предполагаемые причины могли его вызвать.

● Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.).

● Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности.

● Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками).

● С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи.

● Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Изучение особенностей круга чтения современного младшего школьника
Проведя анализ литературы по проблеме исследования, мы установили, что проблема изучения особенностей развития памяти у глухих и слабослышащих детей является актуальным вопросом. Эксперимент проводился в 2009 г. на базе СОШ №19 Железнодорожного района г. Красноярска. В эксперименте принимали учас ...

Психолого-педагогические аспекты организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничес ...

Феномен физической рекреации
В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления. Раскрывая социальную сущность физической рекреации, работы естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему развитию знаний о данном фено ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru