Невербальные средства общения ребенка

К невербальным средствам речи принято относить не только жесты, но и дыхание (речевое), голос и его модуляции, дикцию и артикулирование звуков, их сочетаний, интонаций, которые подразделяются на смысловые, связанные со структурой предложения и эмоциональные; тон, мелодику речи, тембр голоса, темп речи, громкость; особо рассматриваются паузы - смысловые и фразовые, психологические; наконец средства, связанные с телодвижениями, - позы, жесты, мимика.

Для детей раннего дошкольного возраста характерно общение с помощью жестов, т.к. ребенок не овладел словесными (вербальными) знаками. Дополнительными средствами коммуникации служат мимика, а также отдельные звуки и звукокомплексы.

Чтобы стать настоящим коммуникативным знаком, жест должен быть ассоциирован с устойчивым, постоянным смыслом. Такая связь устанавливается не сразу. Встречаются ошибки в употреблении жестов. Так Полина М. в 1г. 6 мес., давая кому-нибудь какой-нибудь предмет, кивала головой, что означало: спасибо, в то время как благодарить нужно было тому, кто получал предмет.

«На втором году жизни, когда ребенок уже в состоянии использовать сначала однословные, а затем двухсловные фразы, жестовый язык не перестает играть роль важного подспорья, поскольку продолжает ощущаться дефицит вербальных средств» .

Так в общении моей дочери Полины появился жест - это указание рукой на какой-то предмет, игрушку (1 г. 20 дней), жест «до свидания» появился в 1 г. 1 мес., жесты согласия и несогласия длительное время путались и сопровождались утвердительными кивками головы около 1 месяца: с 1 г. 2 мес. до 1 г. 2 мес.

В 1 г. 3 мес., 28 дней жест «спасибо», но с маминого напоминания, а в 1 г. 6 мес. 10 дней сопровождение жеста словом «Пси» (спасибо). Исчезновение предмета в 1 г. 5 мес. при этом разводит руками в стороны. Указание на размеры в 1 г. 1 мес. По просьбе папы показать, какая Полина выросла большая, Полина поднимает ручки вверх.

Многие жесты выполняются по просьбе родителей, например: «Полина, покажи, как ты любишь маму». Полина сильно прижимается к маме и целует в щеку в 1 г. 6 мес. 16 дней.

Чтобы жест вошел в обиход и закрепился там, необходимо, чтобы он неоднократно повторялся и поддерживался взрослыми.

Так жест «на ручки» появился около 7 месяцев, когда Полина протягивала руки к маме или папе. В дальнейшем этот жест сопровождался словом «на» в 1 г. 4 мес. 12 дней. А в 1 г. 8 мес. Полина подходила к взрослым, поворачивалась спиной, руки поднимала вверх и говорила: «На, Мамиля» (На Полину), т.е. Полину надо взять на руки.

Таким образом, жесты - это своеобразная замена словесным знаком в период дефицита вербальных средств.


Прочие статьи:

Феноменология экологической культуры в современной научной литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к сами ...

Анализ понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка
Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соедини ...

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
Со времен Аристотеля, Сократа и Платона образованию отводили роль главного цивилизационного фактора в развитии людей и общества. Образованность – характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сформированности человека и общностей, основанной на обладании научным пониманием мира и себя ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru